Меню Рубрики

Как садить растения на мусульманском кладбищ

Красить могилу известкой и белить её нежелательно, но не возбраняется обработка могилы изнутри глиняной штукатуркой. Также нежелательно воздвигать над ней строение, писать на ней что-либо лишнее, кроме имени, сооружать купол. Если же возникает необходимость соорудить надстройку или купол, например, чтобы уберечь от воров или хищников, при наличии такой опасности нет ничего предосудительного в их воздвижении даже на специальной кладбищенской территории, т. е. на земле, безвозмездно отданной на эти цели (вакф).

Также нет ничего предосудительного в том, чтобы сооружать купол и делать надписи на могиле праведного человека, похороненного на участке, специально не отведённом под кладбище.

Если нет угрозы разграбления и т.п., то строить дом на специально выделенном для кладбища участке, т.е., там, где обычно люди данного населённого пункта хоронят своих умерших, является запретным, даже если этот участок не является вакфом, и строение, воздвигнутое на таком месте, необходимо разрушить.

Большинство теологов говорят, что дома, построенные над могилами ученых-богословов и праведных людей, не нужно сносить. Так говорит аль-Кальюби.

В книге «Нихаят» также говорится, что подобно тому, как сносят строение на специальном кладбище, разрушают и дом, построенный над могилой в заброшенном месте, ибо, кроме создания неудобства и тесноты, для мусульман от этого нет выгоды. Однако дом над могилой учёного-богослова и святого угодника Всевышнего (вали) не сносят.

Дом, построенный на отведённом под кладбище месте, история возведения которого неизвестна, не трогают и не разрушают, ибо может оказаться так, что его строительство было дозволенным. Также не трогают и дома, воздвигнутые на берегу реки.

Что же касается купола, сооружённого над могилой имама аш-Шафии, то он построен не на участке, предназначенном для кладбища, а на территории дома Ибн Абд аль-Хакима, поэтому его нельзя сносить.

Также обстоят дела и с домом, воздвигнутым возле могилы шейха Сайфуллаха-кади (да будет свята его душа!) в селении Верхнее Казанище. Этот участок был заранее куплен им, и он завещал, чтобы его похоронили там.

Установление над могилой мраморной плиты и нанесение на неё портретов, фотографий является деянием, вообще не свойственным Исламу и запрещённым Шариатом из-за расточительства и уподобления неверным.

Однажды крупнейший дагестанский учёный-богослов и шейх тариката Меселасул Мухаммад (да будет свята его душа!), дойдя до порога кладбища селения Нечаевка, указал на мраморную надмогильную плиту и сказал: «Обитатель этой могилы лишается не только благодати и предназначенного ему вознаграждения, но может лишить благодати и обитателей соседних могил».

Шариат не дозволяет излишнее расточительство средств в проведении похорон и содержания могил, ибо, если даже при жизни хозяином имущества считается человек, истинным же его обладателем является только Всевышний Аллах. Поэтому невежеством человека является утверждение, что он хозяин этого имущества и волен поступать ним по своему разумению, последствием которого могут явиться некоторые дурные и недостойные деяния.

Желательно посадить на могиле зеленую трость или веточку, следуя примеру Посланника Аллаха, потому что благодать совершаемого ею славословия (тасбих) для умершего облегчает муки, ибо зелень является одним из видов живых организмов и она более совершенна, полноценна, чем высохшая ветка.

Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо могил двух мусульман. Он сказал, что они мучаются в своих могилах за те грехи, которые совершали при жизни: один – за то, что сеял раздор между людьми, второй – за то, что не совершал обязательного очищения от мочи после мочеиспускания. После этих слов Пророк (мир ему и благословение) попросил одного из своих сподвижников принести пальмовую ветвь. Когда принесли ветку, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) разделил её на две части и воткнул по одной из них в обе могилы, сказав, что это может облегчить страдания находящихся в могилах мусульман.

Зеленой ветви же подобны и благоухающие цветы, которые кладут на могилу, и убрать из них что-либо является греховным (харам).

Из сказанного явствует, что убирать, вырывать с могилы что-либо высохшее можно. Так пишет и аль-Кальюби.

Хадис также гласит, что благодаря зеленой, не высохшей веточке покойному облегчаются муки. Некоторые богословы говорят, что если зелени, посаженной на могиле, мало, например, один-два пальмовых листика, то нельзя из них ничего убирать. Однако, если на могиле много зелени, то человек, который положил её на могилу, может взять оттуда часть и перенести на другую могилу.

Надо особенно учесть, что пока трава на могиле зелёная, её не разрешатся косить.

Плоды дерева, растущего на территории кладбища, можно есть, но предпочтительно направить их на нужды и пользу кладбища.

Плоды же деревьев, посаженных на территории мечети (вокруг нее), являются собственностью мечети.

Если деревья были посажены ради блага мечети, то вырученные за них средства необходимо использовать для нужд мечети, а если были посажены для того, чтобы их плоды употребляли прихожане, то дозволено их и отведать.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

источник

Общественная жизнь во многих сферах окружена различными поверьями, традициями, обычаями, обрядами и церемониями. Особенно в сельской местности очень сильны верования и обычаи, где смерть побуждает эффективную сплоченность и взаимопомощь общества. Явление смерти рассматривается как умирание тела человека и продолжение существования его освобожденной души и мы испытываем страх когда слышим о частой смерти. Под давлением этого страха на наше подсознание некоторые нечастые явления, метеорологические происшествия (падение звезды, гром облаков, сезонные ветры и т.п.), движения и звуки животных (собачий вой, голос совы, преждевременное крик петуха и т.п.), виденное во сне (гроб, свадебное платье, свадьба, верблюд, разрушение дома, выпадение зуба, лук, перец и т.п.), положение вещей и предметов (перевернутая обувь, открытые ножницы, скрипение домашнего потолка и т.п.), положение мертвеца (согнутая шея, разжиженная ткань и т.п.), психологические и физиологические изменения больного человека (желтение кожи, пропадание аппетита или наоборот, частое замерание глаз в одной точке и т.п.) считаются первыми признаками смерти. И поэтому люди старательно избегают таких непроизвольных явлений. Например после услышанного преждевременного крик петуха или когда приснится страшный сон для избежания последствий плохой приметы в доме готовят еду и раздают бедным; рассказывают свои страшные сны текущей воде; если беременная женщина и ее маленькие дети спят когда мертвеца несут на кладбище, то их сразу будят; в доме, где лежит мертвец опустошают все сосуды с водой, а когда мертвеца выносят из дома за ним подметают полы; переворачивают сосуд в котором грели воду для омовения мертвеца, есть еще множество подобных действий.

Всегда стараются облегчить смерть умирающего человека. Для этого убирают подушку из под головы умирающего, заливают рот водой, около него громко не плачут, зовутся его дальние родственники. А когда не удается вовремя позвать дальних родственников на умирающего кладут вещи, принадлежащие им или фотографии, зовется священник или умеющие читают священный Коран.

После наступления смерти умершего кладут на матрац на полу, который называется «матрац покоя». Нижняя челюсть умершего подвязывается к голове, ноги подвязываются друг другу (за большие пальцы ноги). Если человек умер ночью и ожидается приезд ближнего издалека то ждут его прибытия. В основном выжидают не более 14-15 часов (если смерть наступила ночью ждут до обеда следующего дня, если смерть наступила утром ждут до времени послеобеденного намаза). Во время ожидания на мертвеца кладут железную тяжесть чтобы тело не распухло. Мертвое тело не оставляют одним. Весть о смерти разносится по всей местности средствами связи и с громкоговорителя мечети произносится «села». После этого приступают к действиям, считающимся облегчаемыми переход души в мир иной. Также считается что эти действия оберегают остальных людей от плохого воздействия смерти.
Могильный камень

Первые подготовки для отправления умершего в мир иной начинаются с омовения производимого по определенным правилам и завертывания в саван. Покойницу омывают женщины, и соответственно покойника омывают мужчины. Омыватели должны быть опытными знатоками этого дела. В селах омовение производится в доме или в саду на ложе обмывания покойника при чем кроме омывателей никто не присутствует. После омовения в некоторых местах нашей страны близкие покойника льют на него тазик воды, это действие означает акт прощения друг друга. Омовение покойника в больших городах производится в специально отведенных омовельнях при кладбище. Для ткани савана выбирается белый цвет. Женский саван состоит из больших частей чем мужской. Обычно во время завертывания в саван покойницы кладут хну (также до омовения во время ожидания можно хной смазать внутренности ладоней), чернушку дамасскую, розовую воду, воды земзем и т.п. Во время ожидания или завертывания во избежание дурного запаха окуривают помещение. После завертывания покойника в гробу или на носилках несут на место совершения «дженазе намазы»(молитва покойника). Молитва совершается на кладбище или во дворе мечети, где в основном женщины не присутствуют.

По завершении молитвы гроб несут на могилу покойника. Могила выкапывается до принесения покойника. В основном женская могила выкапывается глубже мужской. В Анатолии, видавшей множество цивилизаций в результате археологических раскопок встречаются могилы с разными способами погребения. Погребения производились следующими образами: покойник придавался земле в кубическом гробу, в сундуке, в саркофаге, в лежачем положении в камерных отделениях друг под другом, в курганах, в виде мумии и т.д. А в наши дни для покойника вскапывают ровную могилу или подкапывают в ней одну сторону и кладут покойника в лежачем виде. Подкопанную сторону, куда кладут покойника закрывают досками, кирпичами или черепицей и могилу засыпают землей. Мертвеца предают земле в основном без гроба. После захоронения покойника священник или умеющий читает «телькин», Могильный камень верится что «телькин» помогает покойнику в ином мире. Для того чтобы завершить поверхностную часть могилы ждут оседание свеженасыпанной земли. Срок ожидания в основном не превышает одного года. У головной и конечной части могилы или только у головной ставится могильный камень. Могильный камень может быть из дерева, камня, бетона или в последнее время часто используемого мрамора. Кладбища как в сельской местности так и в городах являются общими, есть также фамильные кладбища на фамильной территории. В некоторых городских кладбищах есть фамильные участки. У могилы обычно кладут сосуд для воды или сажают цветы. У головной части могилы сажают различные деревья (ель, дуб, клен и т.п.). на надгробный камень наносят некоторые декорации, пишется имя и фамилия умершего, дата рождения и смерти, а порой фразы литературного характера. Надгробные камни также являются историческими источниками, рассказывающими о периоде их изготовления. Нельзя ходить на могилах, впускать животных на кладбище. В больших городах существуют похоронные организации, которые занимаются выполнением всех похоронных услуг, начиная от объявления о смерти до захоронения покойника.
Могильный камень

После предания земле покойника на кладбище или в доме покойника близкие приносят соболезнования семье умершего. Еще некоторое время после похорон продолжаются визиты с приношениями соболезнований. В это время в доме покойного (в селах) 2-3 дня не готовят еду; пищу приносят соседи. В последующие третий день, седьмой день, сроковой день, пятьдесят второй день, и по исполнению года после смерти покойного в честь усопшего совершаются религиозные обряды с трапезой. Верится что в эти дни покойник переживает некоторые изменения, самое распространенной верование это то что на сороковой или пятьдесят второй день после смерти мясная ткань тела отделяется от костей, тем самым верится что все совершаемое в тот день может облегчить его боли. С другой стороны считается что произведение религиозных обрядов в такие дни удовлетворяет покойника и оберегает его близких от его возможного зла. В особые дни (третий день после смерти, седьмой день после смерти, сороковой день после смерти, праздничные дни, четверга и т.д.) приготавливается и раздается халва или пироги, верится что запах этой приготовляемой еды доходит до покойника.

Одним из путей успокоения души усопшего в загробном мире, метод известный под такими названиями, как плата за грехи, пожертвование, оплата долгов и т.д. Несмотря на разные названия они являются выполнением одного и того же действия.
Могильный камень

Вещи покойного (одежда, обувь и т.д.), кроме некоторых, остающихся в доме на память, раздаются нуждающимся, а непригодные сжигают.

В селении, где в этот день есть умерший, даже при праздновании свадьбы не используются музыкальные инструменты. В последующие дни берут разрешение у семьи покойного. Данное положение для города весьма редко, это условие, как правило, соблюдается в селах и деревнях, где существуют близкие отношения среди жителей. Горе, которое мы испытываем при утере близкого или знакомого человека, переживается в рамках общественных норм за период, называемый трауром. Родственники и близкие усопшего, в течение, определенного срока (от 40 дней до 2 лет) воздерживаются от развлечений и не носят новой одежды. В некоторых регионах, мужчины, родственники покойного, в течение 2 недель не бреются. По усопшему поют траурные песни. Если покойный был молод, то срок траура был гораздо длиннее.
Могильный камень

Cуществует поверье, что душа усопшего гуляет по округе, и иногда заходит к себе домой. Здесь увидев, что для нее что-то делается радуется, и огорчается, когда ничего делается в его честь. Могилы навещают в канун праздников или в праздничные дни, в это время на могиле зажигают свечи и воскуряют благовония. Также раздаются деньги, конфеты и другие сладости.

Даже в нашем быстроизменяющемся мире, котором высокого уровня достигло развитие технологий, смерть является неизбежным концом человека. Целью действий и поверий, существующих в обществе, является попытка смириться с этим концом.

источник

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Могила должна быть невысокой, на ней не должно быть украшений и всякого рода излишеств.

Передается от абуль-Хайадж аль-Асадий, что он сказал:
“Однажды ‘Али ибн аби Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал мне: «Не направить ли мне тебя с тем, с чем в свое время направил меня посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ? Увидев любое изображение (или идола), немедленно уничтожь его, а увидев любую возвышенную могилу, сровняй ее с землей».
(хадис в сахих Муслим, 969)
Имам ан-Науауи сказал: «В этом хадисе содержится указание на то, что Сунной является не возвышать могилу над землей слишком высоко. Ее следует поднять на пядь и сделать землю ровной».
(см. «шарх сахих Муслим», 7/32)
В хадисе сказано, что «могила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, возвышалась от земли на пядь».
(приводят ибн Хиббан, 2160, аль-Байхакъи, 3/410, иснад хасан)
Это и есть могила в соответствии с Сунной.

Поэтому поднимать могилу не стоит больше чем на пядь. И делается это для того, чтобы знать что тут могила и не наступать на нее.
Если она потом провалится, то дозволено снова ее поднять так же.

Что касается надгробной плиты, то шейх Альбани в своей книги «джаназа», говорил, что дозволено поставить камень или плиту, чтобы знать, что тут похоронен человек.
Довод на это хадис, в котором сообщается, что когда похоронили ‘Усмана ибну Маз’уна, да будет доволен им Аллах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел одному человеку принести камень, но тот не смог его принести. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пошел и сам принес этот камень и положив его у изголовья, сказал:
«С помощью этого я буду узнавать могилу своего брата, и буду хоронить здесь тех, кто умрет из числа членов моей семьи».
(приводят абу Дауд, 3206, аль-Байхакъи, 3/412. Шейх аль-Альбани назвал хадис хасан).
Однако не следует излишествовать в размерах памятника.
Шейх ибн аль-Кайим писал: “Могилы сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были ни слишком поднятыми от земли, ни опущенными, как и могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра и ‘Умара”.
Он так же сказал: “Не было в Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делать могилы высокими, или сооружать на них что-либо из камня, кирпича или гипса, или воздвигать на них купола. Все это порицаемые нововведения противоречащие Сунне”.
(см. “Задуль-ма’ад” 504)
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам гипсовать могилы, писать на них что-либо, делать на них какие-либо построения и ходить по ним”.
(приводят ат-Тирмизи 1052, Ибн Маджах 1563. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность этого хадиса)
В этом хадисе довод на то, что писать что-либо на памятниках нельзя!

Читайте также:  Вишневый компот с косточками срок хранения

Там же шейх говорил, что ставить большие извояния, дорогие памятники — это все исраф !
Можно сделать пометку, чтобы не ошибиться, и все. Но не нужно соревноваться в постройке плит и т.п., как делают в наше время.

Это в зависимости от кладбища. Если там плотность маленькая и нет опасности что люди станут топтать могилу, то и ограда ни к чему. А если там плотность большая, то без ограды просто растопчут могилу и сделают там тропику, сам свидетель таких вещей.

источник

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:

Предоставляем вниманию наших посетителей четвертую часть статьи «О захоронении, памятниках и посещении могил», подготовленной редакцией сайта «Саляф-форум».

Строить мечети над могилами или превращать могилы в мечети
Сообщается от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, наихудшие из людей это те, которые застанут Судный Час живыми и это те, которые превращают могилы в мечети». Ахмад 1/435, Ибн Хиббан 340. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.

Совершать жертвоприношение на могилах
От Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет жертвоприношения на могиле в Исламе». ‘Абдур-Раззакъ сказал: “Они (арабы-мушрики) резали барана или корову на могиле человека”. Абу Дауд 3222, аль-Хаким 1/370. Хадис достоверный.

Ходить по могиле или садиться на нее
От ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пройтись по горячему углю, или по острым мечам, или чинить свои сандалии ночами, (т.е. это дело очень трудное) предпочтительнее для меня, чем ходить по могиле мусульманина». Ибн Маджах 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133. Хафиз аль-Бусайри и шейх аль-Альбани подтвердили доствоерность хадиса.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, сесть на горящие угли, которые прожгут одежду и доберутся до кожи, для любого из вас будет лучше, чем сесть на могилу». Муслим 971.

Ходить между могилами в обуви
Между могилами нежелательно ходить в обуви, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил делать это, если только там нет колючек и т.п. Сообщается со слов Башира ибн Хасасия (да будет доволен им Аллах), что когда он шел с пророком (мир ему и благословение Аллаха) на кладбище, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел одного человека, который ходил между могил в сандалях. И пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О тот, который в обуви, сбрось свою обувь». Тот оглянулся, и когда узнал пророка (мир ему и благословение Аллаха), снял свои сандали. Абу Дауд 2/72, ан-Насаи 1/288, Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» сказал, что хадис указывает на нежелательность хождения между могилами в обуви.
Абу Дауд рассказывал: “Я видел, как имам Ахмад, следуя за джаназой, снимал свои сандалии, подходя к могилам”. См. «аль-Масаиль» 158.

Раскапывать и грабить могилы мусульман
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял раскапывающих (могилы) мужчин и женщин”. аль-Байхакъи 8/270. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани.

Что же касается могил неверных, то их можно сровнять. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он велел построить мечеть, и послал за людьми из Бану Наджар и сказал: «О Бану Наджар, назначьте мне цену за эту вашу землю, что за стеной». Они ответили: “Нет, клянемся Аллахом, мы потребуем плату (т.е. награду) за нее только от Аллаха!” Анас сказал: “А там находились могилы многобожников, развалины и пальмы. И по велению пророка (мир ему и благословение Аллаха) могилы были срыты, развалины сровняли с землей, а пальмы вырубили, поставив их рядами как стену Киблы будущей мечети”. аль-Бухари 428.

Справлять нужду на кладбище
Нельзя справлять нужду на кладбище, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что нет разницы между справлением нужды между могилами и центром базара. Ибн Маджах 4/474, Ибн Абу Шайба 4/133. Иснад хадиса достоверный.

А также:
— Не следует читать Коран у могил, внушать мертвым произнести «шахаду», давать азан и икъама.
— Не следует повышать свой голос на кладбищах, кроме как по необходимости.
— Не следует писать на могиле имя умершего, дату его рождения и смерти.
— Не следует устанавливать на могиле светильник или лампу.
— Не следует чрезмерно усердствовать в уходе за могилой, пропалывая ее или очищая от травы и т.п.
— Не следует постоянно поливать могилу водой, класть на ее цветы, или сажать деревья. См. “Ахкамуль-джанаиз” 333.

И в заключении, хвала Аллаху — Господу миров!

источник

В праздничные дни после совершения ид-намаза верующие практикуют посещение могил своих родственников, вознося за них дуа. В этой связи необходимо помнить о некоторых правилах поведения на кладбище.

В первые годы пророчества Мухаммад (с.г.в.) запрещал мусульманам посещать места захоронения усопших. Это было связано с тем, что среди окружающих были популярны языческие обряды. Поэтому Посланник Аллаха (с.г.в.) дождался момента, когда верующие познают основы религии и тем самым будет снижена вероятность возвращения людей к традициям джахилии. Спустя некоторое время запрет на посещение могил был им снят. В одном из хадисов говорится: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд).

1) Думать об ином мире, т.е. верующему желательно поразмыслить о том, что смерть постигнет каждого. Ведь никому из нас неведомо, сколько ещё суждено прожить. В Судный день душам людей предстоит нести ответ за все свои земные деяния. Поэтому человеку в течение своей жизни следует совершать как можно больше благих и как можно меньше плохих дел, тем самым приблизить себя к Райским садам и отдалиться от Адского пламени. Визиты на кладбище способствуют анализированию мусульманином своей земной жизни. Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Посещайте могилы, так как они – напоминание о мире ином» (Тирмизи).

2) Совершать дуа за усопших. Подтверждением необходимости этого служат слова Посланника Аллаха (с.г.в.), переданные со слов его жены Аиши бинт Абу Бакр (р.а.) и записанные в виде хадиса Ахмадом: «Мне велел Всевышний совершать дуа за них (усопших)». В Пречистой сунне сохранилось множество текстов мольбы, которые верующие могут произносить, находясь в местах захоронений.

При этом представители некоторых течений в исламе, например, мутазилиты, полагают, что в совершении дуа за усопших нет никакой необходимости. Свою позицию они аргументируют тем, что человек ответственен лишь за свои поступки, а деяния его родных не смогут ни помочь, ни навредить лично ему.

3) Произнести приветствие. Также мусульманам дозволено приветствовать умерших братьев и сестёр по вере. В одном из хадисов, приводимом в своде Муслима, говорится о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.), войдя на кладбище аль-Баки, поприветствовал всех, кто там был захоронен, словами «Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатуху!»

Вопрос о дозволенности чтения Книги Аллаха у могил вызывает разногласия в среде мусульманских учёных. Одни полагают, что такая практика способствует обретению награды как тому, кто читает, так и усопшему. А умершие родственники, находясь в могилах, слышат чтение Корана, следовательно, получают саваб. Для подтверждения этого приводится хадис, в котором отмечается: «Если кто-либо, войдя на кладбище, прочитает суру «Йа Син», то Всевышний улучшит положение всех, кто покоится в зиярате» Еще одним аргументом в пользу данной позиции может служить другое высказывание Пророка (с.г.в.) со слов Али ибн Абу Талиба (р.а.): «Тому, кто находясь на кладбище 11 раз прочитает суру «Ихлас» и воздаст усопшим, тот обретёт воздаяние равное числу покоящихся» (оба хадиса приводит ан-Наджар).

Однако немало богословов считают практику чтения Священного Текста на кладбищах порицаемым или запретным нововведением. Они называют хадисы, используемые их оппонентами, недостоверными, так как в цепочке передатчиков есть люди, не заслуживающие доверия. А такие учёные, как Навави и Альбани, и вовсе причислили эти хадисы к выдуманным.

Кроме того, противники чтения сур Корана на могилах апеллируют также к Пречистой сунне. В одном из хадисов, приводимом Муслимом, сказано: «Не делайте из своих домов кладбища. Воистину, сатана уходит из того жилища, где читается сура «Корова». По мнению таких богословов, эта цитата служит косвенным подтверждением тому, что в местах захоронения запрещено чтение Книги Аллаха.

Относительно допуска женщин на кладбища в среде мусульманских учёных существует три основные точки зрения.

Одни алимы уверены, что слабому полу дозволено это делать наравне с мужчинами, и такое положение закреплено в Благородной сунне. Другие же считают, что женщинам разрешается навещать усопших, но это нежелательное деяние (макрух). Третьи и вовсе относят подобные действия к запретным (харам).

В качестве аргументов «за», как правило, приводят хадисы Пророка Мухаммада (с.г.в.). Основным доказательством берётся следующее его изречение, которое мы цитировали в самом начале статьи: «Ранее я не дозволял вам наносить визиты на кладбище, но отныне я не возражаю против этого» (Муслим, Абу Дауд). Сторонники утверждают, что здесь речь идёт о всех мусульманах вне зависимости от пола. Кроме того, в другом риваяте, приводимом в сводах Ибн Маджи и Хакима, отмечается, что супруга Посланника Всевышнего (с.г.в.) – Аиша (р.а.) была на месте захоронения своего брата – Абдуррахмана ибн Абу Бакра.

Противники уверены, что хадис о дозволенности посещения могил имеет отношение только к мужчинам и не касается женщин. Во-вторых, они приводят следующее высказывание Пророка (с.г.в.): «Господь проклял женщин, регулярно посещающих кладбища» (Тирмизи). Эти слова одни алимы истолковали как нежелательность посещения кладбищ, а другие – как полный запрет.

Однако сторонники утверждают, что данный хадис был ниспослан до полного разрешения посещать могилы, а значит, был им же (Мухаммадом, с.г.в.) и отменён. Некоторые же полагают, что запретность касается лишь обрядов причитания и стенания на могилах, практикуемых во времена джахилии.

Таким образом, вопрос о дозволенности или запретности посещения мест захоронения женщинами остаётся открытым. Тем не менее, большинство учёных придерживаются первой точки зрения.

Добавим, что в непосредственном обряде погребения женщины в исламе участвовать не могут – в этом вопросе богословы единодушны.

1. Просить помощи у усопшего – вне зависимости от того, кем был последний при жизни. Надеяться и уповать мусульмане могут лишь на Господа миров. Придание Ему сотоварищей (ширк), т.е. вера в то, что некое создание, без Его воли, способно помочь или навредить, – это один из страшнейших грехов в исламе. Людей, которые прибегают к ширку, будет ожидать суровое наказание.

2. Совершать молитву (намаз). Заключительный Божий посланник (с.г.в.) наставлял: «Наихудшие из людей – те, что превращают могилы в места поклонения» (Ахмад, Ибн Хиббан).

3. Устраивать праздники, т.к. Пророк Мухаммад (с.г.в.) напутствовал: «Не совершайте на моей могиле никаких праздников» (Абу Дауд, Ахмад).

4. Ходить по местам захоронений и сидеть на могильных камнях. В одном из хадисов повествуется: «Ступать по обжигающим кожу углям или острию меча для меня было бы проще, чем наступить на могилу верующего» (Ибн Маджа).

5. Справлять нужду в любом её виде. Пророк (с.г.в.) говорил: «Я не вижу разницы (по степени отвратительности) между человеком, справившим нужду на могиле и на рынке» (Ибн Маджа).

6. Чрезмерно громко плакать и издавать громкие звуки, включая стенания. В одном хадисе упоминается: «Усопшего будет ждать наказание в могиле из-за громкого крика оплакивающих его» (Бухари).

7. Делать жертвоприношение, т.е. закалывать жертвенное животное, так как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) увещевал: «Нет места курбану на кладбищах в исламе» (Абу Дауд, Ахмад).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаляму алейкум! У меня умерла дочка в прошлом году, не дожила до родов где-то 1 месяц. можно ли посетить могилку И жена у меня- можно ли ей туда пойти?

Ассаляму алейкум! у меня умер папа, похоронили, нашли старую могилу его сестры. Можно ли ей поменять камень и ограду? Знаю ,что меняли ограду уже 2 раза, в первый раз была деревянная, потом железная, но все сгнило. Нужно ли после замены аш делать, куда девать старую ограду?

Ассаляму Алейкум! Слышала, что мусульманин, если он достойно прожил, и попадает в рай, может помочь там своим родственникам или кому то ещё из числа не мусульман. Скажите насколько это правда

Уа алейкум ассалям! Согласно исламскому вероучению, немусульмане не могут быть удостоены райской обители. А по поводу заступничества покойных за других родственников, то об этом можно почитать в отдельной статье.

Здравствуйте, у меня умер жених,скажите пожалуйста что означает зелёная лента на могилах?

Можно ли русским посещать могилу мусульман? и оставить то, что не успела подарить при жизни?(один предмет)

Здравствуйте! Можно посещать зират во второй половине дня

Ас-саламу алейкум! По Воле Всевышнего Аллаха отошёл в Мир иной муж (31.08.19). Хотела бы посетить его могилу. Какие Суры, Дуа могу сделать у могилы? Можно ли посещать? И как часто? Да Будет Доволен Вами Аллах!

Уа алейкум салям! Пусть Аллах простит его грехи и уготовит лучший удел. Посещать можно, периодичность не оговаривается. Читайте Ясин или другие суры, какие знаете. Дуа можете выбрать из списка на этой странице.

Просить прощения тому,кто не уверовал в своего Создателя . откуда вы взяли,что это можно.

Ассаляму алейкум! Бабушка была буддисткой. Похоронили на христианском кладбище. Сама я мусульманка. По их обычаям нужно делать ей земные поклоны трижды. Можно ли мне это делать? Хотела ещё спросить, какие молитвы можно мне читать на её могиле? Если да, то какие именно.Можно ли у Аллаха просить за неё? Просто я где-то читала что нельзя. Спасибо 🙏

Добрый день.Подскажите пожалуйста.Моей мамы не стало почти 2 года назад. Она жила со мной, из за болезни пришлось постричь волосы.Мамы не стало на родине,я живу в другой стране. И вот месяц назад отправила волосы чтоб на родине закопали.Но дело в том что мои волосы тоже там были.Родственники закопали волосы в маминой могиле.Ничего не будет?и не грех ли это? Хотя я им говорила,что там мои волосы ,видимо забыли.

У меня умер брат. Он христианин, я мусульманка. Какое дуа я могу прочитать в первую ночь после смерти и в первую ночь после погребения?

Ассаляму алейкум. Можно ли мусульманке посещать могилу не верующего человека? Если да, то какие молитвы там читать?

Читайте также:  Куриный помет для удобрения цветов

Здравствуйте. Мы собираемся с мужем на могилу к своему ребенку и маме мужа. Я только недавно приняла веру и еще не знаю что можно что нет. Сказали что надо в платочки ложить 700 тенге и завязывать .

Ассаляму алейкум, скажите пожалуйста , брат умер два года назад , хотел оградку сделать, некоторые говорят, что нельзя, некоторые говорят можно, а я просто это хочу сделать, что посоветуете ??

Добрый день, могу ли я ,христианка,проведать могилу своего друга мусульманина? Спасибо.

Ассаляму алейкум уа рохматуллаһи уа баракатуһу! В этом году погибла единственная дочь 18 лет. Супруга хочет заказать портрет на памятнике. Есть ли запрет или это допустимо.

можно ли читать коран с гаджетов без омовения?

Еще вопрос: садить цветы, деревья разрешается? Пытались и посадили ель, но не прижилась и мы на этом решили значит не надо.

Здраствуйте, скажите, что можно приносить на могилу кроме цветов живых?

Здравствуйте недавно при родах я потеряла своего ребенка(дочку) я бы оочень хотела посетить её могилу, но многие мне говорят нельзя, что своим визитом могу беспокоить её. что грех женщине идти на кладбище а особеный запрет матери посещать могилу своего ребенка

Здравствуйте. Подскажите существует ли у мусульман понятие кармы, отвечает ли мусульманин за грехи наших предков, своего рода? если да, то что нужно делать в этом случае.

Добрый день.Подскажите, пожалуйста как мне быть- мама умерла 7,5 лет назад и когда я в этом году была на кладбище- на самой могиле образовалась в центре большая яма глубокая, во внутрь. Посоветуйте как мне быть? Мне стало не по себе как-то. За год до этого события я поменяла маме ограду из каменной кладки на новую , так как старая стала осыпаться.

Ассаляму алейкум, а какие суры ещё можно читать зиратта? И объязательно читать суру Аль-Ыклас 11раз?

Здравствуйте, можно ли посетить зират во вторник?

Здравствуйте. Буду очень признательна за ответ. Подскажите пожалуйста, следует ли сменить камень, если на нем неверно указан ру (ветвь рода). Можно ли ровнять холмик (прошло 3 года), если вокруг уже есть ограда. Критично ли, если земля с него будет распределена вокруг второго места упокоения, в той же ограде.

Я всегда думаю о ином мире,альхамдуЛлилях

Можно ли в 21:30 до 22:30 посещать могилу ?

Ассаламу алайкум, у меня есть вопрос : однажды одного брата муслима захоронили и разошлись по домам, а по пути к выходу из кладбища мне вспомнился один момент из жизни и я поделился со своим другом который шел со мной рядом , а он мне сделал замечания мол нельзя улыбатся на кладбище что есть к этому какой то хадис и тд еще раз напомню это была ухмылка, а не громкий смех или хохот . правда ли это, ответьте пожалуйста ?? желательно с доводами! Джазакаллаhу хайрон.

Ассаламу алайкум! Скажите, можно ли ровнять землю и выщипывать траву на могиле. И напишите пожалуйста, какое ду’а нужно читать при посещении могилы матери.

В какое время можно посещать кладбище,некоторые говорят до 16,00.

Подскажите можно ли менять ограду на могиле и куда девать старую ограду?

Здравствуйте, надо ли лить воду при посещении детской могилки перед прочтением молитвы?

Можно ли посещать могилы во время месячных?

Добрый день. У моих родителей на могиле очень сильно разрушились боковые стены и смывается земля ,так как могилы находятся как на склоне. Мастера залили бетоном стены чтобы несмывалась земля . Сверху мы подсыпали гравий и мелкие белые камушки . Теперь мне говорят что это нельзя. Подскажите как правильно сделать. Я же не для красоты это сделала, а для того чтобы могилы не разрушались.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста можно ли красить луну на могиле ?

Здравствуйте. Мамы не стало 6,5 лет назад, похоронена на нашей родине в 200 км, от города. Я как только бываю в тех краях обязательно стараюсь заехать, Коран почитать, получается 2-4 раза в год. Скоро снова еду у меня появилась долгожданная доча, сейчас ей 8 мес. Хочу поехать на могилу, а дочь не с кем оставить. Можно взять ее с собой, или лучше оставить в машине за оградой?

У меня умер ребенок во время родов,через год второй прожил три дня и умер.оба похоронены рядышком,но никакой таблички или памятника там нет. Могу ли я поставить их или хотя бы повесить табличку?

Здравствуйте. У меня умер ребенок через 4 дня как родился. Муж с братьями похоронили . Я поеду впервые . Что мне можно привезти ? (Игрушку,соску,бутылочку)Или я могу только деньги завернуть в платок ?

Ассаляму алейкум, примите наши соболезнования. Самое лучшее, что Вы можете сделать для своего ребенка, — это читать дуа за него, никакие материальные предметы ему Там не нужны, в т.ч. деньги. Можете просить у Аллаха для себя сил пережить эту утрату, а также последующего здорового потомства

Здравствуйте. Скажи пожалуйта, можно ли переделать ограду на могиле если памятник уже старый и провис сильно, так как был установлен над могилой. Говорят так нельзя закрывать могилу. Можно ли убрать её и поставить ограду другую.

Салам Алейкум .у меня есть вопрос скажите пож после родов у меня через минут 20 умер ребенок и после того как прошел месяц я ходила на кладбище .А мне говорят если мать навещает ребенка младец плачет по маме. И еще одно хотела узнать могу ли я ходить на кладбище к ребенку в месяц раз мне говорят нельзя много ходить.

Уа алейкум ас-салям! Соболезнуем Вашему горю. В исламе подобных запретов нет, однако возможно этот совет для потерявших своих детей матерей исходит из народных традиций и имеет рациональное зерно — чтобы женщина для ее же блага постоянно не напоминала себе о трагедии, быстрее вернулась к обычной нормальной жизни. Поэтому мы тоже не советовали бы Вам так часто навещать могилу ребенка.

Ассаламу алейкум варахматулЛахи ва баракатухи. Ответьте пожалуйста, дозволено ли новобрачной невестке посещать могилу сразу после свадьбы.

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух, нам неизвесно ничего о подобных запретах.

Извините, ещё один вопрос. Есть ли определённые дни или месяцы, во время которых можно чистить и красить могилу? . Или наоборот, есть определённые дни, когда это нельзя делать?

В традицию многих мусульманских народов вошло посещение мест захоронения родственников в дни исламских праздников — Курбан и Ураза-байрам. Обычно одновременно производится облагораживание могил. Но можно делать это в любое другое время, «запретных» дней для этого нет.

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли почистить могилу и покрасить ограду, если за могилой не ухаживали 40 лет. Можно ли сделать надпись на табличке с именем и фамилией усопшего и повесить на ограду. Хотела сделать это в прошлом году, но мне сказали, что если так долго не чистили могилу, то нельзя её трогать.

Да, можете — это, несомненно, благое дело. А то, что к могилам нельзя притрагиваться, относится к суевериям и не имеет отношения к исламу.

Ассалам алейкум, прошу вас дайте ответ. В одну из ночей человек перестал дышать и остановилось сердце, соответственно человек умер и пролежал в таком состояние определенное время. После врачи реанимировали и восстановили сердцебиение, но человек не очнулся и в состоянии комы умер спустя 4 дня. Вопрос в том, какую дату считать датой гибели человека? Первый раз, когда остановилось сердце и отключился мозг, умер, или вторую дату спустя 4 дня? Пожалуйста ваш ответ очень важен для меня

Ассалам алейкум, можно ли ходить на кладбище с собакой?

Ассаляму алейкум! Скажите, а растении и цветы сажать вокруг могилы или можно прямо на могиле сверху сажать? А можно ли сеять траву зеленую газонную на могилку?

Добрый вечер!Можно ли посещать могилы святых людей,например Мужавир хедрета,или это запрещено,есть люди приходящие и просящие чего- либо у святых?

Здравствуйте, у меня 2 вопроса, которые меня беспокоят и я незнаю на них точного ответа. 1. Что лучше: посещать могилу часто или редко. 2. Можно ли чистить могилу то есть рвать траву, колючки и камыши что зарастают на нем? Заранее спасибо большое!

Ассаламу алейкум варахматулЛахи ва баракатухи скажите братья можно ли НА могилу ставить цветы в Исламе .

Ассаламу алейкум варахматулЛахи ва баракатухи Можно ли с хорошими намерениями покрасить могилы людей, без разрешения родственников. Считается ли это показухой если ты хочешь с хорошим намерениями покрасить их, но думаешь что ты это делаешь для того чтобы люди о тебе узнали. Что ты это сделала? Приходят дурные мысли в голову

Можно ли что нибудь приносить из еды на могилу не из мясного, и сладости. И как поминать усопшего мусульманина в день его рождения и смерти?

Карина, здравствуйте! В ношении еды нет никакой необходимости, так как она не принесет пользы и не навредит усопшему. Что касается поминок в классическом смысле, то в исламе такого нет. Здесь лучше совершать дуа и просить у Всевышнего прощения грехов умершего.

У меня еще такой вопрос. Я невдавно начала читать намаз. Мой отец умер много лет назад. Какие суры и дуа мне можно читать в намазе либо на могиле для облегчения его страдания и уменьшения его грехов перед Всевышним Аллахом?Да благославит вас Аллах и зачтет Ваши добрые деяния!

Динара, алейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух! С посадкой деревьев ситуация аналогичная и их так же дозволено сажать. Что касается хадиса, то действительно он приводится и богословы, опираясь в том числе на него, и вынесли такое решение. Касаемо мольбы, Вы можете читать любые дуа и просить у Всевышнего за себя и своих родных, в том числе усопших. Лучше все-таки это делать после намаза, так как вероятность принятия в это время более высока.

Ассалямуалейкум уа рохматуллаһи уа баракатуһу! Вы сказали что цветы можно сажать у могилы. А что на счет деревьев? В хадисе читала что пророк Мухаммад салаллаху алейки уассалям услышав стоны похороненного, засунул ветку в могилу для облегчения страданий усопшего. Можно ли это понять как желательно сажать не только цветы но и деревца, либо кустарники нашим родным усопшим, чтобы помочь им и облегчить их страдания?

Ассалому алайкум брат. Скажите пожалуйста можно ли менять ограду на могиле на новую и куда девать старую?

Артур, уа алейкум ассалям! Не надо относиться к предметам на кладбище как к чему-то особенному — это просто вещи. Естественно, нельзя наступать на места захоронения, осквернять кладбища, громко кричать, смеяться и т.п., а все, что положено для поддержания чистоты и порядка делать можно, и даже нужно. Поэтому изношенную со временем ограду разрешается заменить, старую сдать в металлолом или если деревянная использовать для растопки. Если принесете для покраски ограды краску, и она осталась, разрешается забрать ее с собой и использовать в хозяйстве некоторые суеверные люди говорят: «Ни в коем случае не забирайте ничего с кладбища»,и советуют банку оставлять в специальной будке для инвентаря, но они заблуждаются. И не забывайте перед каждым действием произносить «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим»

Во время поста посетила могилу дедушки , чтобы очистить от травы. Там росла земляника и я съела несколько штук забыв что пост. Нет ли ничего плохого, что я съела ягоды с кладбища

Я, нет ничего в этом плохого. Пост вы не нарушили, потому что забывчивость прощается. А посчет того, чтобы есть или не есть ягоды с кладбища, это уже ваш собственный вкус решает. Во времена пророка Мухаммада и не только в его времена, но и сейчас ни о каких ягодах в местах, где погребают людей, и речи не шло. Погребали ведь в пустыне, строго говоря. Поэтому не переживайте.

Здравствуйте. Можно ли у мусульман сажать цветы у могилы?

Молдии, здравствуйте! Да, дозволено. К такому выводу богословы пришли, так как растения занимаются поминанием Всевышнего, а, значит, их посадка на кладбище не противоречит канонам ислама

Ассалому алайкум брат пуст доволин будет вами Аллах .вопрос много вазникает о том: а разрешено ли работать на кладбище у христиан? Многие наши братя работают на кладбище у христиан пожалуйста опубликуйте ответ везде где можно прочитат спасиба ваш брат

Али, Закопать можно т.к. собак и свиней тоже закапывают. Там же как у них обычно — выкопать могилу и уйти, закапывают сами если есть кому иначе просто закапываешь то что положили, остального касаться нельзя иначе участие . вот стеречь можно т.к. они считают это имуществом.

Я неоднократно слышал, что человеку нужно просить у умерших праведников быть посредником между человеком и Аллахом, так как их посредничество увеличивает шансы принятия дуа обычного мусульманина. Скажите так ли это? И разве это не ширк?

Гусман,С именем Аллаха Милостивого, Милосердного Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! А затем: При внимательно изучении Корана можно обнаружить, что там упоминается много вопросов, которые люди задавали Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, и на которые Всевышний Аллах ответил им в Своей Книге. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о новолуниях, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: “Они определяют промежутки времени для людей и хаджа…”». Сура 2 «Корова», аят 189. Когда люди спросили о расходовании средств, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом”». Сура 2 «Корова», аят 215. Когда Посланника Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, спросили о сражениях в заповедные месяцы, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: “Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство…”». Сура 2 «Корова», аят 217. Когда люди спросили о вине и азартных играх, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: “В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: “Излишек”. Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы задумаетесь». Сура 2 «Корова», аят 219. Когда они спросили о воскрешении, Всевышний Аллах ответил: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления…”». Сура 7 «Преграды», аят 187. Но когда люди спросили Посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, о том, как им обращаться к Всевышнему Аллаху и как найти путь к Нему, ответ Всевышнего не был предварён словом «Скажи», в отличие от предыдущих случаев. Этот аят стал объявлением о том, что между Аллахом и Его рабами нет посредников, и что Всевышний Аллах близок к Своим рабам и отвечает им, когда они взывают к Нему и подчиняются Его велениям. Господь величия и славы сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем». Сура 2 «Корова», аят 186. Повелитель верующих ‘Али ибн Абу Талиб мир ему сказал, наставляя своего сына имама аль-Хасана: «И знай, что Тот, в Чьей Руке сокровищницы небес и земли разрешил тебе обращаться к Нему с мольбой и гарантировал тебе ответ, и велел Тебе просить у Него, чтобы даровать тебе, испрашивать у Него прощения, чтобы простить тебя, и Он не поставил между Ним и тобой никого, кто отделял бы Его от тебя, и не вынудил тебя обращаться к кому-то, кто заступился и походатайствовал бы за тебя перед Ним»[1]. Сеййид Мухаммад Хусейн ФадлюЛлах написал интересный комментарий в своём тафсире «Мин вахйи-ль-Куран»: «Нет посредников между Господом и Его рабом в обращении к Нему и в мольбах. Устремление к Одному лишь Аллаху с поклонением и испрашиванием помощи, упомянутые в этом аяте: «Тебе мы поклоняемся и Тебя просим о помощи», показывает, что человек не нуждается в своей беседе с Аллахом и обращении к нему с просьбами в каком-либо посредничестве, потому что Аллах близок к Своему рабу и не устанавливает преград между Ним и человеком. Сам человек своими действиями отдаляет себя от милости Аллаха и препятствует возвышению своей мольбы до степеней близости к Аллаху. Всевышний Аллах пожелал, чтобы Его рабы обращались к Нему напрямую, чтобы отвечать им, и сообщил им о Своей близости к ним и о том, что Он слышит их слова, даже если они говорят шёпотом, и знает их сокровенные мысли. Всевышний Аллах сказал: “Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем” Сура 2 «Корова», аят 186. Всевышний также сказал: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена”Сура 50, «Каф», аят 16»[2]. «О те, которые уверовали! не уподобляйтесь тем, которые не веруют…» Коран повествует нам истории древних народов не для развлечения, а для того, чтобы они стали для нас назиданием и мы могли извлечь урок для себя и задуматься, а также осознали, что нельзя поступать так, как поступали они, чтобы нас не постигла такая же участь. Всевышний Аллах поведал верующим историю многобожников, к которым Он направил Своего Посланника Мухаммада, мир и благословение Аллаха ему и его семье, чтобы он открыл им глаза на истину и вытащил их из омута ширка к вере. Всевышний сообщил, что эти язычники признавали, что Всевышний Аллах является Творцом небес и земли, и что Он — Тот Кто выводит живое из мёртвого и распоряжается всем сущим. Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Их сотворил Могущественный, Знающий”». Сура 43 «Украшения», аят 9. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”. Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?” Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?” Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “До чего же вы обмануты!”». Сура 23 Верующие», аяты 84–89. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”. Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”». Сура 10 «Йунус», аят 31. Аллах также сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи. Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет». Сура 29 «Паук», аяты 61–63. Так в чём же тогда трудность? Эти люди признавали, что Всевышний Аллах — Творец всего Дарующий удел, Оживляющий и Умерщвляющий, однако они обращали некоторые виды поклонения к кому-то или чему-то кроме Аллаха. Как сказал Всевышний Аллах: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши заступники перед Аллахом». Сура 10 «Йунус», аят 18. Они говорили: «Аллах велик, а мы грешны, а потому нам нужны посредниками между Ним и нами». И они нашли себе таких посредников и стали обращать к ним некоторые виды поклонения, например, мольбы, испрашивание помощи, жертвы и обеты. Если бы у нас была возможность спросить их, считают ли они своих идолов истинными богами или же для них они всего лишь посредники между ними и Аллахом, принадлежащие Господу миров, то они ответили бы: «Они принадлежат Господу миров и мы обращаемся к ним с мольбами, просим у них помощи, приносим им жертвы и даём им обеты только для того, чтобы они приблизили нас к Всевышнему Аллаху». Всевышний Аллах сказал об их словах: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Сура 39 «Толпы», аят 3. Ибн аль-Хадид сказал в «Шарх нахдж аль-баляга» о мекканских язычниках: «Поклоняясь идолам, они в то же время расходились во мнениях относительно этого поклонения. Некоторые считали своих лжебогов сотоварищами Всевышнего Творца и называли их “шариик” сотоварищ. В тальбийе они говорили: “Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой. Нет у Тебя сотоварища, кроме сотоварища, который есть у Тебя и который принадлежит Тебе со всем, чем он владеет”. А другие не называли этих идолов сотоварищами Аллаха. Они считали их средством приближения к Аллаху. Это они сказали: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”». Всевышний Аллах указал нам в Коране на удивительное противоречие, отличавшее поведение язычников в те времена. Когда случалось что-нибудь ужасное, когда на них обрушивалась беда, они, повинуясь своей естественной природе, начинали взывать к Одному лишь Аллаху и просить помощи у Него Одного. Но стоило напряжению ослабнуть, как они снова возвращались к своему многобожию и начинали приравнивать кого-то к Аллаху, хотя знали, что отвести вред и принести пользу способен только Он, Всевышний. Всевышний Аллах сказал: «Когда человека коснётся вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему Одному». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. «Когда же Он дарует ему благо от Себя, человек забывает Того, к Кому он взывал прежде [или забывает то, ради чего он взывал прежде], и равняет с Аллахом других, чтобы сбить других с Его пути». Сура 39 «Толпы», аят 8. Всевышний Аллах сказал: «Когда беда постигает вас в море, вас покидают все, к кому вы взывали, кроме Него». Это мольба, обусловленная естественной, инстинктивной человеческой природой. Далее Всевышний говорит: «Когда же Он спасает вас и выводит на сушу, вы отворачиваетесь. Воистину, человек неблагодарен». Сура 17 «Ночное путешествие», аят 67. Всевышний также сказал: «Скажи: “Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?”». Сура 6 «Скот», аят 40. И Всевышний Аллах сказал: «Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, посвящая религию Ему Одному: “Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!”». Сура 10 «Йунус», аят 22. Всевышний также сказал: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху искренне, посвящая Ему религию. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают придавать Ему сотоварищей». Сура 29 «Паук», аят 65. Всевышний Аллах сказал: «Когда волна накрывает их, словно тень, они взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, то среди них находится тот, кто проявляет умеренность [проявляет покорность или уклоняется от должной благодарности]». Сура 31 «Люкман», аят 32. Всевышний также сказал: «Скажи: “Кто спасает вас от мраков на суше и на море, когда вы взываете к Нему смиренно и тайно, говоря: ‹Если Он спасет нас от этого, мы непременно будем благодарны!›”». Сура 6 «Скот», аят 63. Всевышний также сказал: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья». Сура 10 «Йунус», аят 12. Всевышний Аллах также сказал: «Когда людей касается зло, они начинают взывать к своему Господу, обращаясь к Нему с раскаянием. А затем, когда Он дает им вкусить милость от Него, часть из них начинает приобщать сотоварищей к своему Господу». Сура 30 «Румы», аят 33. «Нет божества, кроме Аллаха» означает не только «Нет творца, кроме Аллаха». В то, что Аллах является единственным Творцом, верят и многие из тех, кто борется с исламом! Истинное значение этой формулы раскрыто в программе, которую приносили людям посланники. Однако люди привыкли искажать эти программы и переделывать их так, чтобы они соответствовали их ограниченным, материалистическим представлениям. И они придумали посредников между Аллахом и Его творениями. История Нуха мир ему — лучший пример того, как праведных людей со временем обожествляют и превращают в объект поклонения. Так произошло с Ваддом, Сува‘, Йагусом, Йа‘уком и Насром, которые были праведниками, но по прошествии многих лет были превращены в идолов своими соплеменниками — народом Нуха. Ибн Бабавейхи аль-Кумми приводит в «Иляль аш-шара‘и» сообщение от имама Джа‘фара ас-Садика, представляющее собой комментарий к Словам Всевышнего: «И сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сува‘, Йагуса, Йа‘ука и Насра”»: «Это имена людей, которые поклонялись Аллаху, а потом умерли, и их кончина опечалила их соплеменников и повергла их в уныние. Тогда к ним пришёл Иблис да проклянет его Аллах и сказал: “Я сделаю для вас их изображения, и тогда вы сможете смотреть на них, радоваться и поклоняться Аллаху”. И он помог им воспроизвести их образ. И они стали поклоняться Всевышнему Аллаху и смотреть на эти статуи. А когда наступила зима и стали часто выпадать дожди, они убрали эти статуи в дома. Они продолжали поклоняться Аллаху и смотреть на эти статуи, а когда это поколение сменилось другим, их потомки сказали: “Наши отцы поклонялись этим статуям”, и стали поклоняться им помимо Аллаха. Об этом Всевышний Аллах сказал: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда…”»[3]. Сказать «Ля иляха илляЛлах» очень легко. Но в эти слова вложен очень важный смысл, о глубине и важности которого сегодня многие и не подозревают. Поэтому Всевышний Аллах и сказал: «И знай, что нет божества, кроме Аллаха и проси прощения за свой грех» и Он не говорил: «Скажи: “Нет божества, кроме Аллаха”». Требуется признать смысл свидетельства «Ля иляха илляЛлах», как очевидный, так и сокрытый, который раскрывается не сразу. «Ля иляха илляЛлах» означает: «Не существует объекта поклонения, который достоин поклонения, кроме Аллаха», «Нет творца, кроме Аллаха», «Нет распорядителя, кроме Аллаха»… Мы не проявляем смирение ни перед кем, кроме Аллаха, не уповаем ни на кого кроме Аллаха, не связываем надежды ни с кем кроме Аллаха, не боимся никого, кроме Аллаха… Мы не ищем защиты ни у кого, кроме Аллаха, и не взываем с истовой мольбой ни к кому, кроме Аллаха… И мы не воздеваем руки в мольбе ни к кому, кроме Аллаха, — ни к пророкам, ни к праведникам! Всевышний Аллах направил к людям посланников, чтобы люди подчинялись им, а не испрашивали у них помощи. «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха». Сура 4 «Женщины», аят 64. Всевышний Аллах направил их к людям, чтобы они передали им Его послание, а не для того, чтобы они служили посредниками между Ним и людьми и передавали Аллаху их просьбы и чаяния! Они — посланники Аллаха к нам, а не наши посланники к Нему! Их задача — сообщить нам о том, чего хочет от нас Аллах, а не сообщать Аллаху о том, чего мы хотим от Него! Названия разные, а суть — одна Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому вы взываете наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду». Сура 7 «Преграды», аят 194. Этот аят показывает, что во все времена многобожники использовали в качестве посредников между ними и Аллахом не только идолов, но и людей. Например, христиане сделали Марйам Деву Марию мир ей посредницей между ними и Всевышним. Они обращаются к ней с мольбами и просят её о помощи, хотя в глубине души они знают и даже утверждают об этом вслух что она — не божество, которому нужно поклоняться. Этим посредникам поклоняются под разными названиями. Личности разные, но суть этого поклонения одна. Некоторые люди, создающие посредников между ними и Всевышним Аллахом, уповают на них, просят их о помощи, дают им обеты, приносят им жертвы. А когда вы осуждаете их за это и приводите им соответствующие аяты и хадисы, они восклицают: «Неужели ты сравниваешь пророка имама, праведника с идолами?!». Мусульманин не может приравнивать пророка, имама мусульман или праведника из их числа к идолам, потому что он понимает, что эти великие люди не одобряли ни для себя, ни для других поклонение кому-либо наряду с Аллахом. Как сказал Всевышний Аллах: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть [знание или умение принимать решения] и пророчество, то ему не подобает говорить людям: “Будьте рабами мне, а не Аллаху”. Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его. Ему также не подобает приказывать вам признавать ангелов и пророков своими господами. Разве он станет приказывать вам совершить неверие после того, как вы стали мусульманами?». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 79–80. Пророки и праведники не подобны идолам, однако действия людей, которые превращают их в посредников между ними и Аллахом, схожи. Мекканские язычники взывали к идолам и совершали жертвоприношения им, чтобы они приблизили их к Всевышнему Аллаху, а эти люди обращаются с мольбами к пророкам, имамам и праведникам, просят их о помощи, дают им обеты и совершают иные подобные действия также для того, чтобы эти посредники приблизили их к Аллаху. Существенны ли различия между человеком, взывающим: «О Дева Мария! Помоги мне!» и человеком, взывающим: «О Фатыма, дочь Посланника Аллаха! Помоги мне!»? «Их сердца похожи. Мы уже разъяснили знамения людям убежденным!». Сура 2 «Корова», аят 118.

Читайте также:  Как хранить в опилках деток лилии

Гусман, Конечно это ширк. Аят — если рабы спросят тебя обо Мне, то ведь я близок. Вот смотри видишь в этом аяте Аллах даже не сделал посредником Своего посланника. Сказав сразу ,то ведь Я близок. Когда в других аятах Аллах говорит Скажи, Он Аллах Един. или они спрашивают тебя о месячных СКАЖИ им. И т.п.аяты. То есть когда речь идётоб Аллахe и Его рабe тут нет посредников.

источник