Меню Рубрики

Как спилить дерево на участке под землями сельхозугодий

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 13 февраля 2018 г. N 15/121 О рубке древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения

Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России в пределах компетенции рассмотрел обращение, направленное письмом Минприроды России от 12 января 2018 г. N 16-50/00127-ОГ, по вопросу рубки древесной растительности на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно статье 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Необходимо отметить, что частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте), для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте.

Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на виды мелиорации земель, в том числе расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха.

Исключением в указанном случае являются расположенные на землях сельскохозяйственного назначения защитные лесные насаждения и леса, расположенные на таких землях в границах особо охраняемых природных территорий (в рамках соблюдения особого правового режима использования природных ресурсов, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий), в отношении которых действующим законодательством определен механизм надзора за их состоянием и использованием, а также предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в соответствующей сфере, в том числе за незаконную рубку.

С учетом изложенного полагаем, что на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями таких земельных участков может осуществляться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на сельскохозяйственных землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Врио заместителя директора Р.В. Шуранов

Разъяснено, что на земельных участках из земель с/х назначения правообладателями может проводиться расчистка земель от древесно-кустарниковой растительности, не относящейся к защитным лесным насаждениям и лесам на с/х землях в границах особо охраняемых природных территорий, в рамках проектов по культуртехнической мелиорации.

источник

Доброе время суток! Есть такой вопрос:

Я собственник земельного участка сельхоз назначения, участок заросший лесом(большие деревья). Я хочу срубить эти деревья и произвести корчевание для подготовки земли для сельхоз назначения. Необходимо ли брать какое разрешение у лесников или кого либо? И что для этого нужно в плане правовых документов?

Если это самонасаждения, то вы вправе их вырубить без всяких разрешений. Если же это защитные лесные насаждения, то их вырубать нельзя.

ЗК РФ, Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017)
1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21

«О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»

Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений).

Я собственник земельного участка сельхоз назначения, участок заросший лесом(большие деревья). Я хочу срубить эти деревья и произвести корчевание для подготовки земли для сельхоз назначения.

Добрый день! Вы собственник или арендатор?

Необходимо ли брать какое разрешение у лесников или кого либо? И что для этого нужно в плане правовых документов?

Если Вы собственник, то разрешения скорее всего не потребуется. Уточните в лесхозяйстве или в администрации.

Статья 261. Земельный участок как объект права собственности

[Гражданский кодекс РФ][Глава 17][Статья 261]

2. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный
участок распространяется на находящиеся в границах этого участка
поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем
растения.

3. Собственник земельного участка вправе использовать по своему
усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если
иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного
пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» при рассмотрении дел, связанных с незаконной порубкой, а равно повреждением до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260 УК РФ), судам необходимо иметь в виду, что предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.
Не являются предметом экологического преступления
— деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений,
— на приусадебных дачных и садовых участках,
— ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

источник

Здесь Вы можете обсудить «лесную» тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.

Земли сельхозназначения понятие растяжимое. А по документам то, что у Вас числится?
Если пашня, сенокос, пастбище, прочие земли, то можете сносить любую древесную растительность, не моргнув глазом. Россельхознадзор только спасибо скажет. Если кустарник, немного сложнее, а вот если лес однозначно нет, тем более на берегу озера Селигер. К тому же в современных условиях лес в собственности не может быть в принципе.

Ещё раз! В составе земель сельхоз назначения сейчас могут быть: пашня, сенокосы, пастбища, внутрихозяйственные дороги, водоёмы (внутренние), болота, прочие земли (старая раскорчёвка на пример) ну и кустарники. Кустарники по проекту внутрихозяйственного землеустройства практически всегда подлежат сносу. Если на их месте вырастет лес, то по современному законодательству у Вас должны возникнуть большие проблемы.

Если на их месте вырастет лес , то по современному законодательству у Вас должны возникнуть большие проблемы.

Нет никаких проблем. Лес, по современному законодательству, это то в отношении чего проведено ЛЕСОУСТРОЙСТВО, а без него лесов НЕТ .
Нет лесоустройства — нет леса, а есть ДКР.

Чушь любезный! Лес он и в Африке лес. Существование леса не зависит от того, проведено его лесоустройство или нет. Есть не коректные формулировки в ЛК, которые говорят «А», но не говорят «Б». Де-факто лес у нас растёт на любых категориях земель. Тут на эту тему можно долго рассуждать, но главное это несовершенство законодательства. Кстати, по нему никакой ДКР нет. Это ЛК образца 1997 предусматривал ДКР. Плохо что ни в ЛК, ни в ЗК, ни в ФЗ «О кадастре недвижимости» нет обязанности по описанию того, что на земле. Например, леса, а в едь это уникальные характеристики объекта (земельного участка).

В любом случае в основе земля. Поэтому надо защищать свои права в суде опираясь на данные государственного кадастра недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок. Если он у Вас в собственности, то никто Вам не может предъявлять никакие претензии по поводу сноса деревьев и кустарников. Они тоже Ваша собственность, поскольку растительность на земельном участке (в т.ч. лесные насаждения) следуют судьбе данного земельного участка. Никаких проблем у Вас с лесом быть не должно, разве что из-за невежества каких-нибудь горе проверяющих, случайно наткнувшихся на Вас в ностальгическом трудоголическом порыве.
Поэтому, товарищ Кузнецов, это у Вас не может быть в собственности леса, а в России он давно есть и существует и наконец-то легализован благодаря новому ЛК.

Проблема бывших сельских лесов ещё недавно имела своё решение. Однако Федеральный центр вместо решения этого вопроса в рамках действующего законодательства почему-то по старинке принялся развязывать ситуацию административным путём. После соответствующего поручения власти (Правительства РФ) в последние два года под неусыпным оком прокуратуры регионы и органы Росрегистрации провели титаническую работу по государственной регистрации сельских лесов как собственности РФ и административно отнесли их к землям лесного фонда. Теперь узел окончательно затянулся. После принятия такого популистского решения ситуация зашла в тупик. Получилось что на одни и те же земельные участки имеется два свидетельства, в которых совершенно разные данные. По одним это земли сельхозназначения (а попадаются и иные категории земель), а по другим это земли лесного фонда. Реально вопрос можно решить только путём обращения в суд и признания соответствующего права.
Кстати, прецеденты такие есть. По крайней мере по Ленинградской области точно.

источник

М-250/2013 2-11/2014 от 23 января 2014 г.

Именем Российской Федерации

«20» января 2014 года с. Большое село Ярославской области

Большесельский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Долгощинова В.В.,

прокурора Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Огриневича Е.М.,

представителей ответчика ПСК «Родина» Смирнова В.К., Игнатьева Е.В.,

при секретаре Додоновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда с. Большое Село гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Производственному сельскохозяйственному кооперативу «Родина» о возложении обязанности прекратить работы по очистке земельных участков от древесно-кустарниковой растительности и произвести мероприятия по ликвидации последствий захламления земель,

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ПСК «Родина» о возложении обязанности прекратить проведение работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности ПСК «Родина»; а также о возложении на ПСК «Родина» обязанности произвести мероприятия по ликвидации последствий захламления земельных участков общей площадью га в четырех кварталах в 14 лесотаксационных выделах (по материаламлесоустройства 2002 года), а именно: земельного участка площадью га(квартал лесотаксационный выдел ), земельного участка площадью га (квартал , лесотаксационные выделы ), земельного участкаплощадью га (квартал , лесотаксационный выдел ), земельногоучастка площадью га (квартал , лесотаксационные выделы )путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным дляокружающей природной среды.

Требования были частично уточнены прокурором, который просил возложить на ПСК «Родина» обязанность приостановить проведение работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности производственного сельскохозяйственного кооператива «Родина», до разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации земель.

В обоснование требований прокурор указывал, что в результате проведенной проверки установлено, что на земельных участках сельскохозяйственного назначения, расположенных в Большесельском районе Ярославской области: на земельном участке площадью кв.м. с кадастровым номером и на земельном участке кв.м. с кадастровым номером , находящихся в собственности ПСК «Родина», кооперативом организованы работы по расчистке земельных участков от многолетних лесных насаждений. О наличии лесных насаждений свидетельствует разработанный в 2003 году Проект организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза филиала ФГУ «Ярославское управление сельскими лесами».

Работы по расчистке земельных участков от многолетних лесных насаждений проводятся с нарушением требований действующего законодательства и подлежат прекращению.

Читайте также:  Как сохранить императорский рябчик в погребе

Работы по расчистке земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, в силу положений статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель», являются культуртехнической мелиорацией земель.

К объектам мелиорации земель относятся земельные участки или массивы, на которых выполняются противоэрозионные мероприятия, агролесомелиоративные, культуртехнические и химические мелиорации.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

В нарушение установленного законом порядка ПСК «Родина» осуществляет работы по мелиорации без определения федеральным органом исполнительной власти вида и масштабов применения мелиорации земель, в отсутствие проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, без учета экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.

Кроме того, ст. 43 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при осуществлении мелиорации земель должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Указанные обязанности при проведении мелиорации содержат положения ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире», ч. 3 ст. Глава 6. Охрана водных объектов > Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ’ target=’_blank’>61 Водного кодекса РФ.

В настоящее время ПСК «Родина» осуществил вырубку многолетних лесных насаждений на площади га с ориентировочным объемом заготовленной древесины куб.м., при этом меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов не осуществляются. Так, при проведении работ не убираются порубочные остатки, что создает благоприятную среду для размножения вредителей и болезней леса, угрозу возникновения и распространения лесных и торфяных пожаров (письмо Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 12.09.2013 г.).

ПСК «Родина» при проведении указанных работ также допустил захламление земельных участков порубочными остатками, чем нарушены требования ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель’ target=’_blank’>13, ст. Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков > Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков’ target=’_blank’>42 ЗК РФ, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Земельные участки, на которых проведены работы, а именно: земельный участок площадью га (квартал лесотаксационный выдел ), земельный участок площадью га (квартал , лесотаксационные выделы ), земельный участок площадью га (квартал , лесотаксационный выдел ), земельный участок площадью га (квартал , лесотаксационные выделы ) захламлены порубочными остатками, что приводит к невозможности их дальнейшего использования в сельскохозяйственных целях, без проведения мероприятий по их расчистке.

Проведение ПСК «Родина» работ по расчистке земельных участков от многолетних лесных насаждений с нарушением установленного законом порядка, без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и создается угроза нарушения прав и законных интересов Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры Огриневич Е.М. исковые требования поддержал по указанным в исковом заявлении основаниям, также пояснил, что указанные территории – это бывшие сельские леса, ранее они были лесоустроены, они произрастают на землях сельскохозяйственного назначения. Собственник данных земельных участков – ПСК «Родина», который без учёта экологических и санитарных требований начал вырубку лесных массивов с целью получения экономической выгоды. Ответчиком не разработан проект мелиорации. Поводом для проведения проверки послужило сообщение Департамента лесного хозяйства Ярославской области. Вырубка лесных насаждений осуществляется без учёта требований закона об охране животного мира, сама вырубка леса несёт негативную реакцию на объекты окружающей среды, тем самым нарушаются интересы РФ и неопределённого круга лиц, причиняется ущерб животному миру. На площади га лес вырублен частично, рубка лесных насаждений проводилась ответчиком не сплошная. Ответчиком заготовлено куб.м. древесины, что является большим объёмом. В отзыве на исковое заявление ответчик ведёт речь о вырубке здоровых деревьев. Выбраны здоровые деревья и они спилены, следовательно здесь нельзя говорить о санитарной рубке, в данном случае следует применять закон о мелиорации земель. Вырубка носит масштабный характер. Прокурор в своих требованиях исходит из категории земель.

Представители ответчика ПСК «Родина» Смирнов В.К., Игнатьев Е.В. исковые требования прокурора признали частично. Не оспаривали обязанность ПСК «Родина» произвести уборку порубочных остатков.

С требованием о прекращении проведения работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земельных участков сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности ПСК «Родина» не согласились. Указали, что 12-16 мая 2012 года, а также 29-30 апреля 2013 года на территории Ярославской области имели место ураганы. Так в 2012 году при урагане порывы ветра достигали 28 метров в секунду, а 2013 году, порывы ветра 20 — 24 метров в секунду. Указанная информация известна широкому кругу лиц, неоднократно освещалась в прессе и других средствах массовой информации. Согласно ч.1 ст. Раздел I. Общие положения > Глава 6. Доказательства и доказывание > Статья 61. Основания для освобождения от доказывания’ target=’_blank’>61 ГПК обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. В результате стихийных бедствий 2012 и 2013 годов на землях, принадлежащих кооперативу, в лесах образовались ветровалы, то есть большое количество деревьев было повреждено ветром. В настоящее время ПСК «Родина» устраняет последствия стихийного бедствия, а не проводит мелиорацию земель. Составление проекта мелиорации приведет к затягиванию данного процесса. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что ПСК вырублен здоровый лесной фонд. Кроме того, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Ст. Раздел I. Общие положения > Подраздел 3. Объекты гражданских прав > Глава 6. Общие положения > Статья 129. Оборотоспособность объектов гражданских прав’ target=’_blank’>129 ГК РФ не говорит о том, что запрещена вырубка леса, на землях, находящихся в собственности юридического лица.

Представители ответчика председатель ПСК «Родина» Смирнов В.К. также пояснил, что сплошной рубки леса ПСК не ведет. Часть заготовленной древесины идёт на нужды хозяйства (ремонтные работы), а часть на продажу. куб.м. древесины спилено в течение года. Проводилась очистка леса от ветровала. Весной прошлого года он обращался в Департамент лесного хозяйства Ярославской области, где ему пояснили, что земля принадлежит кооперативу, а леса на ней нет. Потом директор Большесельского лесхоза ему сказала, что можно лес рубить. Выпиливались ветровальные и зараженные вредителями деревья и здоровые деревья для обеспечения доступа к ветровалам.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ранее в судебных заседаниях 11.11.2013 г. и 02.12.2013 г. представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области Петухова Ю.А. исковые требования прокурора полагала подлежащими удовлетворению в полном объеме. Пояснила, что если земли, о которых идёт речь, являются землями сельскохозяйственного назначения, и на них производится вырубка лесных насаждений, то следует применять закон о мелиорации земель, необходим проект мелиорации. Она лично выезжала на места, где проводились вырубки. При ней вывозились спиленные здоровые деревья хвойных пород по внешнему виду не бывшие сухостойными. Территория захламлена порубочными остатками, рубки были местами сплошные, местами выборочные.

В письменном отзыве представитель третьего лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области также указал, что земельный участок, на котором ПСК «Родина» ведутся работы по заготовке древесины, расположен в 600 метрах на север от д. Рождество Большесельского района. Вся территория, пройденная рубкой, захламлена порубочными остатками (щепа, ветви и т.д.), пни не выкорчеваны, сухостойные деревья не вывозятся, разбросаны хаотично по всей территории.

Указанный участок принадлежит ПСК «Родина» на праве собственности и относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии со ст.ст. Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения > Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения’ target=’_blank’>77, Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения > Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения’ target=’_blank’>78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (ст. Раздел II. Право собственности и другие вещные права > Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю > Статья 261. Земельный участок как объект права собственности’ target=’_blank’>261 ГК РФ). Согласно положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет праве использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.

Работы по расчистке земель от древесной растительности, кочек, пней и мха, согласно ст.ст. 2, 8 Федерального закона от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель», являются культуртехнической мелиорацией земель. В соответствии с п.1.2 Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство объектов мелиорации земель, к объектам мелиорации земель относятся земельные участки или массивы, на которых выполняются противоэрозийные мероприятия, агролесомелиоративные, культуртехнические и химические мелиорации земель. Статья 25 Федерального закона от 10.01.1996 г. №4-ФЗ предусматривает, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Таким образом, проведение агролесомелиоративных и культуртехнических работ без разработанных проектов является нарушением требований законодательства, регулирующего использований земель сельскохозяйственного назначения.

Представители третьих лиц Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Департамента по охране и использованию животного мира Ярославской области, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В письменных отзывах полагали исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Ярославской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Ранее в письменных отзывах ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании 02.12.2013 г. представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства Ярославской области Левашов Д.В. исковые требования прокурора полагал подлежащими удовлетворению. Пояснил, что земельные участки, находящиеся в собственности ПСК «Родина», несмотря на наличие на них лесов, к лесному фонду не относятся, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения. На землях лесного фонда мелиорация осуществляется путем осушения болот, повышения плодородия земель. Проведение мелиорации на землях сельхозназначения не относится к ведению Департамента лесного хозяйства Ярославской области. Оставление неубранных порубочных остатков и захламление леса на землях, принадлежащих ПСК «Родина», создает угрозу возникновения болезней, пожаров для смежных лесов, относящихся к лесному фонду.

Заслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке начальника отдела федерального государственного лесного надзора ( лесной охраны ) и федерального государственного пожарного надзора в лесах и охраны лесов от 11.09.2013 г. по материалам проверки ПСК «Родина» Большесельского района, работниками ГКУ ЯО «Большесельское лесничество» 11 сентября 2013 года проведен осмотр состояния лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности у сельскохозяйственных предприятий, которые ранее входили в состав лесов государственного лесного фонда ПСК «Родина». ПСК «Родина» производит заготовку древесины в настоящее время на земельных участках покрытых лесом в квартале , лесотоксационном выделе (материалы лесоустройства 2002 года) на площади ориентировочно га с ориентировочным объемом заготовки древесины 100 кубических метров. Заготовка древесины ведется без соблюдения правил и назначений, выбираются только здоровые деревья хвойных пород. Результаты рубки древесины приведены на фототаблице.

Из письма Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 12.09.2013 г. №8955 следует, что ПСК «Родина» (Большесельский муниципальный район Ярославской области) осуществляет рубку многолетних лесных насаждений в районе деревень Рождественно и Будаково на площади га с ориентировочным объемом заготовленной древесины куб.м. в четырех кварталах в четырнадцати лесотаксационных выделах (по материалам лесоустройства 2002 года), в том числе: на земельном участке площадью га в квартале лесотаксационный выдел ; на земельном участке площадью га в квартале лесотаксационные выдела ; на земельном участке площадью га в квартале лесотаксационный выдел ; на земельном участке площадью га в квартале лесотаксационные выдела . Территория, на которой осуществляется рубка лесных насаждений, принадлежащая ПСК «Родина», имеет общие границы с лесами государственного лесного фонда. Пройденная рубкой территория захламлена порубочными остатками, что создает благоприятные условия для размножения вредителей и болезней леса, создают угрозу возникновения и распространения лесных и торфяных пожаров.

На основании свидетельств о государственной регистрации права собственности ПСК «Родина» принадлежат земельные участки из категории земель сельхозназначения площадью кв.м. с кадастровым номером и площадью кв.м. с кадастровым номером .

В соответствии с проектом организации и ведения лесного хозяйства Большесельского сельского лесхоза филиала ФГУ «Ярославское управление сельскими лесами» от 2003 г. значительная часть земель, принадлежащих ПСК «Родина», покрыта лесами.

Читайте также:  Клубника в теплице зимой

Согласно справке от 16 января 2014 года, составленной совместной комиссией в составе представителей Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры, ГКУ ЯО «Большесельское лесничество», ПСК «Родина», был произведен осмотр мест рубки многолетних лесных насаждений, указанных в исковом заявлении прокуратуры. В ходе осмотра было установлено, что порубочные остатки в указанных местах остаются, работы по очистке мест рубки от захламления не проведены. По имеющимся пням было установлено, что спиленные деревья не имеют признаков комлевой или стволовой гнили. Осмотренные пни имеют диаметр от 20 до 60 см. Заготовленной древесины обнаружено не было. В отдельных местах выявлены деревья, поваленные с корнем. Также выявлены места, где после спиливания деревьев, оставления порубочных остатков, и, как следствие, изменения микроклимата леса, имеются участки леса, пораженные короедом.

Согласно положениям статей 2 и 8 Федерального закона от 10.01.1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» под мелиорацией земель понимается коренное улучшение земель путем проведения, в том числе культуртехнических и других мелиоративных мероприятий; работы по расчистке земель от древесной растительности, является разновидностью культуртехнической мелиорации земель.

В соответствии со статьей 24 указанного Закона планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил,

Статьей 25 Федерального закона от 10.01.1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Аналогичные положения содержит статья 43 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что расчистка земель сельскохозяйственного назначения от древесной растительности, то есть рубка произрастающих на них деревьев и кустарников, является культуртехнической мелиорацией и в силу закона может проводиться только на основе проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающего строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Сходные положения закреплены и в ст. Глава II. Охрана земель > Статья 13. Содержание охраны земель’ target=’_blank’>13 Земельного кодекса РФ, ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Из представленных суду доказательств следует, что вырубки древесно-кустарниковой растительности проведены ответчиком в значительных объемах – порядка 900 куб.м. Из пояснений представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области следует, что территория, где производились рубки, захламлена порубочными остатками, рубки были местами сплошные, местами выборочные.

Все представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что захламление земельных участков порубочными остатками негативно отражается на состоянии окружающей среду, данный факт представителями ответчика ПСК «Родина» не оспаривался.

Суд приходит к выводу, что проведение ответчиком ПСК «Родина» вырубок на земельных участках древесно-кустарниковой растительности в значительных объемах, с нарушением установленного законом порядка, без наличия надлежаще разработанного и утвержденного проекта мелиорации и соответственно без принятия мер по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, может привести к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создать угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды. Такие действия ответчика нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителей ответчика ПСК «Родина» о том, что проводимые работы направлены только на очистку лесных насаждений от последствий ветровала деревьев, не подтверждены доказательствами по делу, опровергаются актами осмотров земельных участков и пояснениями представителей надзорных органов. Кроме того, данные доводы не влияют на необходимость проведения вышеуказанных работ с соблюдением действующего природоохранного законодательства.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к необходимости удовлетворения заявленных прокурором исковых требований в полном объеме.

Исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить:

возложить на производственный сельскохозяйственный кооператив «Родина» (152634, Ярославская область, Большесельский район, д.Гостилово; ОГРН , ИНН , КПП , дата внесения записи г.) обязанность приостановить проведение работ по расчистке от многолетних лесных насаждений земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Производственного сельскохозяйственного кооператива «Родина» (земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером и земельный участок площадью кв.м. с кадастровым номером , расположенные по адресу: Ярославская область, Большесельский район, ПСК «Родина») до разработки, согласования и утверждения проекта мелиорации земель;

возложить на ПСК «Родина» обязанность произвести мероприятияпо ликвидации последствий захламления земельных участков общей площадью га в четырех кварталах в лесотаксационных выделах (по материаламлесоустройства 2002 года), а именно: земельный участок площадью га(квартал лесотаксационный выдел ), земельный участок площадью га (квартал , лесотаксационные выделы ), земельный участокплощадью га (квартал , лесотаксационный выдел ), земельныйучасток площадью га (квартал , лесотаксационные выделы ),путем сбора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным дляокружающей природной среды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 1 месяца с момента его составления в мотивированной форме.

источник

Распространенная ситуация из жизни: собственник земельного участка (имеет оформленное в соответствии с законодательством право собственности на данный участок) решил очистить его от деревьев, растущих на нем. Данный участок не связан никакими обременениями, аресты отсутствуют, предметом залога и т.п. участок не является. Участок не принадлежит в категории селитебных, парковых, охраняемых (водо-охранных и др.), заповедных и иных аналогичных зон. Участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на нем имеется жилой дом и, быть может, иные, разрешенные законом, строения. Деревья, находящиеся на участке, не относятся к категории реликтовых, особо ценных пород.

Может ли при таких обстоятельствах собственник участка (единолично или воспользовавшись услугами сторонних лиц) ликвидировать все или часть деревьев, растущих на нем? Грубо говоря, имеет ли он право, как хозяин участка и всего того, что на нем находится, спилить эти деревья?

Для дилетанта в современном российском «праве» (в т.ч. для рядового кабинетного юриста) данный вопрос может показаться банальным и даже смешным. Ну, какой, мол, разговор, на то и собственник участка, чтобы распоряжаться им и всем тем, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности, интересам третьих лиц. Юристы-ученые (имеющие дипломы о высшем юридическом образовании, а то и являющиеся авторами публикаций, диссертаций, свидетельствующих о высоком уровне их теоретической квалификации), особенно, далекие от практики, могут начать научные рассуждения о том, как ДОЛЖНО быть в данном случае.

Однако, не все так уж просто. Отправной точкой рассуждений с целью ответить на данный вопрос является тот факт, что в России действует РОССИЙСКОЕ ПРАВО. А оно, это «право», является достаточно особенным и, местами, даже оригинальным. Правда, пресловутая «оригинальность» смотрится хорошо лишь в том случае, пока она не задела кого-нибудь лично. А тот, кого затронет сия оригинальность на практике, имеет, в 99,9% случаев, совершенно иное мнение. Теория — это одно. А вот то, что предлагает практика, в том числе и судебная, вообще говоря, — другое. Но, попробуем разобраться.

Необходимость в сносе (рубке) деревьев может возникнуть по целому ряду причин. Например, перед окном жилого дома на участке выросло дерево. Пока оно было маленькое, хозяин не обращал на него внимание. В его тени играли дети, на ветвях сидели птицы, от него веяло прохладой. Но вот, пролетели годы. А деревья, как и дети, растут быстро. Не успеешь оглянуться – вроде только-только ребенок научился говорить «мама», только научился оправляться на горшок… — а вот он уже и школу закончил и, того и гляди, сам будет такого же, как он, приучать к горшку, учить говорить это сладкое слово «мама».

Так и деревья. Вот, вроде недавно был малюсенький ствол, еле-еле пробивались побеги через почву. Вроде недавно его высота составляла от силы метр – полтора. И вдруг – вот Вам – оно уже стоит огромное, могучее, диаметром от полуметра и даже более. Все бы ничего, но та тень, которую оно создавало раньше, теперь уже начинает мешать. И вот то листья сыплются с верху, то ветками оно задевает по крыше дома, то отломавшаяся ветка (а то и ветвь), ринувшись вниз, громит все, что попадается на ее пути: крышу дома, забор, грядки. Ладно, если повезет и никого не окажется в этот момент рядом. Хотя, бывает, когда и не везет. Но, не будем об этом.

Или же собственник участка наметил сделать пристрой к дому, или решил сделать, скажем, футбольное поле, ну, мало ли что еще. В любом случае, как бы ни жалко было это дерево, но приходится его спиливать. Насколько технически тяжела эта работа, обсуждать опять-таки не будем. Ибо, кто этим занимался хоть раз, тому никакие комментарии не нужны. Ну, а те, кто привык по жизни заниматься пустой болтовней, все равно не поймут (ну, что, мол, тут такого сложного – подумаешь – вызвал бригаду и уберут они это дерево). Поэтому обсуждать технические моменты также не будем. Ибо есть еще, быть может, более существенное: юридический аспект а именно, коллизия правомочности, возникающая при сносе такого дерева.

Итак, что же может сказать здесь рядовой юрист? Не утруждайтесь, мол, ст. 209 ГК РФ Вам в помощь. В ней, в этой статье, сказано:
Статья 209. Содержание права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, …
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Т.е. смысл этой статья очевиден: собственник земельного участка может пользоваться своей землей, а также природными ресурсами по своему усмотрению в том и только в том случае, если это не противоречит закону и интересам других лиц.

В силу п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Но законодательство РФ состоит не только из одного гражданского кодекса. Есть множество других кодексов, федеральных законов. А также, есть еще и региональные, местные нормативно-правовые акты.

Есть, к примеру, Лесной кодекс (ЛК РФ). И вот что там сказано:

Статья 16. Рубки лесных насаждений
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесной кодекс регулирует лесные отношения. Ст. 5 ЛК РФ называется «Понятие леса»: это экологическая система и природный ресурс. Не будем останавливаться на том, что данная статья никоим образом не раскрывает суть понятия «лес». В самом деле, скажем, озеро – это тоже экологическая система и природный ресурс. Впрочем, многим тем, кто живет в РФ, подобные «нюансы» законодательства знакомы. Когда, вроде бы, есть правовая норма, но она АБСОЛЮТНО ничего раскрывает. Потому, что придумана наспех, по недомыслию. Или же, напротив, специально для того, чтобы больше было судебных заседаний, прений и толкований (в том числе и неверных).

Как следует из преамбулы ЛК РФ, лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Очевидно, что это не юридическое, а биологическое представление о лесе. К тому же, эта совокупность регулируется не только лесным, но еще и иными отраслями законодательств.

Что же, знакомо. Но, пойдем дальше.

В ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), существуют, в частности, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов. А это означает, данная статья допускает возможность нахождения лесов на земельных участках ИЖС, входящих в состав населенных пунктов.

Согласно ст. 8 ЛК РФ, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, в частности, на основе ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц». Тем самым, лес, растущий на участке ИЖС, является частной собственностью и принадлежит собственнику этого участка.

Согласно ст. 6 ЛК РФ, использование лесов производится в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором они располагаются. Стало быть, использование леса (деревьев), расположенных на участке ИЖС, должно осуществляться в соответствии назначением этого участка, т.е. для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Можно ли, к примеру, использовать дерево, растущее на таком участке, для строительства индивидуального жилого дома? Судя по букве ст. 6 ЛК РФ, вроде бы, можно.

Но, пойдем далее. Ст. 7 ЛК РФ определяет, что такое лесной участок. Лесной участок должен иметь площадь, границы, реестровый номер. Это такой земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Резонный вопрос: может ли лесной участок располагаться на земельном участке ИЖС?

Читайте также:  Как вырастить горький перец чили в домашних условиях

В свою очередь, ст. 67 ЛК РФ устанавливает общие положения о проведении лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Однако, в ст. 23 нет оговорки про земли, отведенные под ИЖС. В этой связи в ней упоминаются разве что земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Однако, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом (тем более, если такой участок расположен за городом, ибо загородный лес не является городским). Следовательно, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется.

То же касается и ст. 69, 92 ЛК РФ. Там тоже отсутствуют признаки, по которым деревья, находящиеся на участке ИЖС, можно было бы характеризовать как находящиеся на лесном участке.

Итак, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС с растущими на ней деревьями в качестве лесного участка. Так как участок ИЖС не подпадает под «иные категории земель» (в порядке ст. 6 ЛК РФ) и не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ, на землях ИЖС может располагаться лес.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 ЛК РФ. Тем самым, лес, расположенный на землях ИЖС, может быть отнесен (только) к защитному лесу. Однако, в ст. 102-109 ЛК РФ отсутствует категория защитных лесов, которая соответствовала бы землям ИЖС. Тем самым, имеется возможность отнесения леса, произрастающего на участке ИЖС, к защитному, но конкретная категория, к которой можно было бы отнести такой лес, отсутствует.

источник

Иногда возникает необходимость спилить дерево, однако перед этим нужно получить разрешительный документ.

Самовольная вырубка деревьев без получения специального разрешения незаконна.

Поэтому за нее можно получить крупные штрафы или даже попасть под уголовное преследование.

  • кто и на каких условиях выдает такие разрешения;
  • сколько стоит разрешение;
  • какие документы подтверждают право на вырубку или спиливание дерева;
  • куда обращаться, если необходимо удалить мешающее растение.

Кроме того, мы расскажем, в каких случаях можно спилить дерево без получения разрешения и избежать наказания за это.

Дерево — это такое же недвижимое имущество, как дом или квартира, ведь оно расположено на земельном участке, у которого есть собственник.

Согласно статье 209.1 Гражданского Кодекса РФ, у собственника участка есть право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, поэтому обращаться за разрешением может лишь он.

Если же за разрешением обращается кто-то другой, то для рассмотрения его обращения у него, как минимум, должна быть доверенность на предоставление интересов собственника. Поэтому невозможно законно получить порубочный билет или разрешение на спил/вырубку дерева, расположенного на чужом участке, даже если оно сильно мешает.

Исключение составляют лишь аварийные и представляющие угрозу деревья, однако и в отношении них за разрешением может обратиться лишь наделенный полномочиями человек. При этом собственник участка может быть как против спиливания вообще, так и против использования тех или иных методов и с его мнением придется считаться даже представителю местной власти.

В большинстве случаев такие разрешения выдает Департамент природопользования или Отдела защиты природы при городской администрации, однако возможны ситуации, когда его функции выполняют другие отделы, в том числе Департамент жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

В большинстве городов существует свой порядок выдачи разрешений со списком организаций, которые оказывают такие услуги.

Нередко заказать разрешение можно через службу «Единого окна», в этом случае весь пакет документов будет направлен тому чиновнику, который занимается этими вопросами, а владельцу земли не придется бегать по кабинетам и спрашивать, кто выдает разрешения или порубочные билеты.

Подготовку к подаче заявления на получение разрешения необходимо начинать со сбора документов, полный список которых предоставят работники отдела или департамента, занимающегося этими вопросами.

В базовый пакет обязательно войдут документы, подтверждающие право собственности на участок.

Это может быть как выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), так и другие документы.

Также в пакет входит заявление, в котором владелец участка описывает координаты и назначение участка, а также основные параметры дерева, то есть:

  • породу;
  • размеры;
  • возраст;
  • расположение на участке;
  • причины, по которым требуется вырубка.

Кроме того, в заявлении должно быть указано согласие оплатить проведение экспертизы дерева и уплаты экологического сбора.

После этого специалист выедет на место, чтобы оценить состояние дерева, а также степень представляемой им угрозы. Если растение не относится к ценным или особо ценным, а также в тех случаях, когда его возраст, а значит и толщина, не достигли определенного значения, то вместо разрешения заявитель получит уведомление о том, что для удаления этого дерева не требуется разрешения.

Чаще всего это относится к плодовым, особенно гибридным, сортам, а также деревьям, возраст которых не превышает 30–50 лет.

Если вдруг дерево оказывается ценным, то специалист оценивает степень представляемой им угрозы и размеры расходов, необходимых для восстановления зеленого фонда.

Это требование основано на Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», однако в каждом регионе и крупном городе, а нередко и в небольших населенных пунктах, существует собственный порядок расчета таких сборов с учетом местных факторов.

Убедившись, что все указанные в заявлении данные верны и дерево действительно мешает или представляет угрозу, специалист передаст заявление и свое заключение по нему специальной комиссии при городской или районной администрации. После утверждения заявления комиссией заявителю выдают разрешение, в котором прописаны координаты и адрес участка и расположение дерева на нем относительно других деревьев.

Если под спил предназначено несколько деревьев, растущих рядом друг с другом, то помимо разрешения необходимо получить порубочный билет, однако есть вероятность, что его придется получать даже для спиливания одного дерева.

Ведь эти вопросы регулируют законы, которые издает местный орган самоуправления.

Получив разрешение, необходимо найти предприятие или частного предпринимателя, который сможет выполнить эту работу и заключить с ним договор на оказание услуг.

После этого нужно оплатить услуги по удалению дерева, а также предусмотренные законом сборы и все документы, включая одобрение, предоставить в Департамент природопользования.

Нередко предприятия и предприниматели, занимающиеся удалением деревьев, за небольшую оплату самостоятельно оформляют разрешение и порубочный билет.

В этой статье вы найдете подробную информацию о:

  • выборе подрядчиков;
  • выполняемых ими работах;
  • стоимости их услуг.

Несмотря на всю пользу, которую приносят деревья, иногда возникают ситуации, когда они мешают или являются источником опасности. Поэтому мы расскажем, кто и как имеет право поступать в таких ситуациях, а также, что делать, если дерево мешает, но по закону удалить его самостоятельно не получается.

Дальше мы расскажем, можно ли спиливать деревья:

  • на своем участке;
  • на участке соседа;
  • во дворе многоэтажного дома;
  • в черте города;
  • в лесу.

Несмотря на то, что пункт 1 статьи 209 ГК РФ дает право собственнику земли самостоятельно распоряжаться своим недвижимым имуществом, в том числе пилить деревья на своем участке, необходимо учитывать требования других документов, в первую очередь:

К сожалению, в российском законодательстве не существует единого документа, который подробно отвечал бы на вопрос, можно ли спиливать деревья на своем участке. Кроме того, не существует четкого понятия леса как группы деревьев, поэтому в одних населенных пунктах одиночное дерево не ценной породы можно удалить даже не получая разрешения, а в других результатом такой вырубки может стать крупный штраф или даже возбуждение уголовного дела.

В большинстве случаев подобные дела в суде разваливаются, ведь четкого запрета на такие действия нет, однако это не является гарантией того, что так будет происходить всегда. Поэтому, чтобы спокойно спилить дерево на своем участке, разрешение все же лучше получить.

То же самое касается необходимости спилить дерево на дачном участке — перед этим желательно получить разрешение на спил конкретного объекта, так вы обезопасите себя от возможных последствий.

Все деревья, находящиеся на частной территории, являются собственностью владельца участка, а также имеют какую-то цену, которая зависит от таких факторов, как:

  • порода;
  • возраст;
  • размер;
  • расположение на участке.

Любая попытка спилить дерево соседа без разрешения является достаточной причиной для того, чтобы он обратился в полицию, ведь возникла угроза его собственности, а она находится под защитой закона.

Поэтому насчет мешающего дерева необходимо договариваться, ведь только сосед, как владелец земельного участка, имеет право законно удалить его.

Придомовая территория может находиться как в совместной собственности всех владельцев квартир многоквартирного дома, так и принадлежать какому-то другому частному или юридическому лицу.

В любом случае, решать судьбу мешающего или опасного ветхого дерева может только собственник, то есть либо собрание жильцов дома, если придомовая территория оформлена в собственность, либо тот, кому принадлежит земля.

Любая попытка самовольно удалить дерево будет воспринята правоохранительными органами как причинение финансового ущерба.

Причем для расчета будет принята не только собственность дерева, которую определят в процессе таксации, но и стоимость восстановительных мероприятий, в процессе которых воздействие на экологию должно вернуться к состоянию до удаления растения.

Поэтому будут учитывать:

  • стоимость саженца;
  • оплату доставки и высадки;
  • затраты на уход за растением.

Любой участок земли в городской черте, а значит и растущее на нем дерево, находится на балансе какого-то собственника. В большинстве случаев земля принадлежит муниципалитету, однако может принадлежать какому-то юридическому или физическому лицу.

Незаконный спил дерева в черте города, без получения разрешения от собственника участка, приведет к серьезным проблемам.

Чтобы удалить такое дерево, нужно или получить разрешение на спил деревьев в городе у собственника, или каким-то способом убедить его самостоятельно провести всю работу.

Статья 5 Лесного Кодекса РФ не дает четкого определения леса, называя его экологической системой и природным ресурсом. Поэтому под понятие леса подпадает как одиноко растущее дерево, так и огромные искусственно высаженные или дикорастущие группы деревьев.

Статья 6 ЛК сообщает, что леса располагаются на землях лесного фонда и иных категорий. Эти категории описаны в статье 7 Земельного Кодекса РФ.

Земли лесного фонда всегда принадлежат государству, поэтому любая попытка спилить дерево в лесу на этих территориях является поводом для административного или уголовного преследования.

Леса, расположенные на участках иного назначения, могут принадлежать юридическим или физическим лицам, владеющим этими участками, поэтому для удаления дерева необходимо получить разрешение собственника участка.

Поэтому самовольный спил дерева в лесу всегда является нарушением закона. Чтобы удалить его по закону, необходимо согласие собственника.

Кроме того, даже если лес расположен на участке, находящемся в частной собственности, велика вероятность, что помимо разрешения его владельца потребуется еще и разрешение лесничества, отдела охраны природы или других отделов/организаций. Это связано с тем, что часть лесов, расположенных на частных участках, относятся к особо охраняемым, поэтому даже получив разрешение собственника, лучше проконсультироваться по этому вопросу в городской или районной администрации.

Незаконное спиливание дерева является административным, а в некоторых случаях и уголовным правонарушением. Ответственность за незаконный спил прописана в статье 260 Уголовного Кодекса РФ и статьях 8.25–28 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.

Проблема в том, что не существует четкого понятия леса, поэтому степень тяжести урона природе определяет человек, причем исходя из собственного понимания. Кроме того, при определении размера ущерба оценивают не только стоимость уничтоженного растения, но и затраты на восстановительные работы.

За спил молодого плодового дерева на чужой или государственной территории можно отделаться небольшим штрафом, если же срубить растение ценных пород, да еще и солидного возраста, то ущерб может оказаться настолько большим, что нарушителя настигнет уголовная ответственность.

Кроме того, штрафы предусмотрены не только за самовольную вырубку, но и за нарушение процедуры получения разрешения. Поэтому услуга оформления разрешения и порубочного билета, которую оказывают многие арбористы и предприятия, занимающиеся вырубкой деревьев, пользуется огромной популярностью.

Ошибки в оформлении документов, таксации деревьев, предназначенных для вырубки и расчете стоимости восстановительных мероприятий, также ведут к штрафам, пусть и менее крупным. Размер штрафа за все виды нарушений, допущенные при удалении деревьев, укладывается в диапазон 4 тысяч – 3 миллиона рублей.

Кроме того, таксация древесины и стоимость восстановительных мероприятий сильно зависят от региона и климата в нем. Поэтому в северных регионах общая сумма ущерба может оказаться заметно выше, чем в южных, ведь там вырастить дерево гораздо сложней.

Без разрешения можно пилить деревья на своем участке, если он находится в частной собственности.

При этом должны быть соблюдены условия:

  1. Не должно быть редких и особо ценных пород.
  2. Участок не должен примыкать к лесу или располагаться неподалеку.
  3. Возраст деревьев не должен превышать определенного уровня (зависит от региона и породы).
  4. Количество удаляемых деревьев должно быть незначительным (1–2 шт).
  5. Удаляемые деревья не должны располагаться в местах обитания птиц и животных, находящихся под угрозой вымирания и занесенных в Красную книгу.
  6. Удаление деревьев не вызовет негативной реакции со стороны соседей или защитников экологии.
  7. Необходимо продумать и реализовать план восстановительных мероприятий.

Если любой из этих пунктов не выполнен, то перед началом вырубки или спиливания желательно получить разрешительный документ. В этом случае вся ответственность будет лежать на тех, кто выдал разрешение.

Кроме того, удаление деревьев негативно влияет на количество кислорода в воздухе, поэтому восстановительные мероприятия нужны не только государству, но и владельцу участка, ведь чем больше там растений, тем более чистым будет воздух.

Получение разрешения на спил необходимо не только для того, чтобы избежать административной или уголовной ответственности, но и для сохранения экологии, ведь бесконтрольная вырубка негативно влияет на экологию и сокращает количество кислорода в воздухе.

Прочитав статью, вы узнали:

  • почему необходимо получать разрешение;
  • кто его выдает;
  • как и из чего формируется стоимость разрешения;
  • какое наказание предусмотрено за незаконную вырубку или спиливание деревьев.

источник