Меню Рубрики

Можно ли класить тротуарную плитку на клей ?

Серые бетонные дорожки на загородном участке выглядят уныло и неинтересно. Чтобы исправить ситуацию лучше всего уложить на старое основание брусчатку, которая сегодня изготавливается самых разных форм и цветов. Преимущество такого обновления дорожки заключается в том, что старую плиту снимать не придется, достаточно приобрести качественный клей для тротуарной плитки и своими силами уложить новое покрытие.

В строительных магазинах такие клеевые основы представлены в широком ассортименте. Это могут быть различные смеси, подходящие для внутренних и наружных работ. Чтобы выбрать лучший клей необходимо знать требования, предъявляемые к «уличным» смесям.

При выборе клеевого раствора необходимо учитывать ряд показателей.

Если вы подбираете клей для уличной плитки, то выбирать нужно смесь на одной из двух основ:

  • Цементной (маркировка C1 и C2). Клеи этого типа продаются в сухом виде (пакетами по 25 кг) и состоят из молотой смеси песка, цемента и пластификаторов.
  • Полимерной (маркировка D1 и D2). Это водорастворимые молотые смолы, которые оптимально подходят для сложных поверхностей.

Обычно полимерные клеевые основы продаются в готовом виде, поэтому их не приходится смешивать или разбавлять водой. Во всем остальном они ничем не отличаются аналогов, поставляющихся в сухом виде.

Независимо от того, выбираете вы сухой или готовый клей, необходимо обратить внимание на характеристики морозостойкости клея. Этот показатель указывается в количестве циклов размораживания и замораживания.

При выборе клея многие путают морозостойкость с минимально допустимой температурой, при которой можно наносить скрепляющий компонент. Но, если вы купите состав, который можно использовать хоть на Северном полюсе, то его прочностные и другие характеристики не будут отличаться от показателей раствора для плюсовой температуры.

Обычно для повышения уровня морозостойкости в цементные составы добавляют жидкое стекло и гидрофобные присадки. Если в составе присутствует много пластифицирующих добавок, то при замесе такого раствора используется меньше воды, в следствие чего количество циклов замораживания и размораживания увеличивается.

Морозостойкость клея для тротуарной плитки должна составлять не менее 100 циклов.

На упаковке клея обязательно должны быть перечислены комбинации склеиваемых оснований, для которых этот клей больше всего подходит. Если приклеить полимерное изделие на клеевую основу для керамики, то прочность такого соединения будет почти в 5 раз хуже.

Состав должен обладать высокой эластичностью после затвердевания (обозначается как S1 или S2), так как плитка будет испытывать нагрузки во время ходьбы или езды по ней. Если клей не будет «гасить» подобное давление, то покрытие быстро деформируется.

Адгезия – это способность к «сползанию» и откалыванию. Если степень адгезии будет низкой, то дорожки из такой плитки также быстро деформируются.

Существует специальная классификация плиточных клеевых компонентов по стандарту DIN EN 12004, с которой стоит ознакомиться перед покупкой клея.

Клей для плитки бывает двух классов:

  • 1 класс подходит только для легких керамических изделий, которые укладываются внутри отапливаемых помещений;
  • 2 класс (усиленные составы) применяют для крупногабаритных плит, укладываемых на улице.

Также стоит обратить внимание на производителя смеси.

Среди самых популярных и надежных клеевых составов стоит выделить:

  • Ceresit CM Такая основа подходит для крепления всех существующих типов минеральных плит на бетонные и цементные основания. Стоимость сухой смеси составляет 750-800 рублей за 25 кг.
  • KNAUF – FLIESEN PLUS. Надежный состав с хорошими адгезивными свойствами подходит как для природного, так и для искусственного камня. Стоит порядка 400 рублей за упаковку.
  • ОСНОВИТ ГРАНИПЛИКС АС14. Подходит для изделий из натурального камня, керамогранита и керамических плит.

Полезно! Не рекомендуется покупать универсальные клеевые составы, так как прочность клеевого соединения в этом случае будет намного ниже.

Также изготовить клеевой раствор можно и самостоятельно. Для этого необходимо в обычный цементный раствор добавить пластификатор в пропорции указанной на упаковке с присадкой. Лучшим из таких пластификаторов считается Ceresit CC 83.

После выбора клея, остается только уложить плитку на старую бетонную поверхность.

Для самостоятельной укладки плитки на клей выполните следующие шаги:

  1. Очистите бетонную поверхность от мусора.
  2. Подготовьте опалубку.
  3. Разведите клей в пропорции указанной на упаковке (если вы добавляете в раствор пластификатор, то объем воды нужно сократить, но, только строго в той пропорции, которая указана в инструкции к добавке).
  4. Нанесите клей на бетонную основу (не на всю сразу, а по мере продвижения, так как клеевой состав довольно быстро сохнет) с помощью мастерка.
  5. Укладывайте плиты, предварительно погружая каждую из них в клеевой раствор на 2-3 мм.
  6. Дождитесь полного высыхания раствора (продолжительность зависит от состава).

Покупая клей, потребуйте у продавца сертификаты соответствия международным и Российским стандартам. Если таковых вам не предоставят, то вероятнее всего перед вами некачественный продукт, который не сможет выдержать «уличной жизни» и эксплуатационных нагрузок.

источник

Тротуарная плитка прочно занимает лидирующее место среди строительных изделий, используемых для устройства покрытий на городских улицах, площадях и индивидуальных участках. Неоспоримое доказательство такой популярности налицо в любом городе, посёлке и на частных подворьях. В данной статье рассмотрим, как положить тротуарную плитку на бетонное основание.

Чаще всего плиточное покрытие устраивается:

  • на тротуарах и площадях;
  • вокруг административных зданий, офисов, торговых, спортивных и развлекательных комплексов, вокзалов, аэропортов, учебных заведений и других местах с повышенной проходимостью людей;
  • в общественных парках, газонных и садовых дорожках на частных участках;
  • парковочных автомобильных частных площадках и стоянках для крупной техники;
  • при благоустройстве загородных территорий.

В зависимости от способов изготовления различаются следующие разновидности:

  • вибролитые;
  • вибропрессованные;
  • гиперпрессованные;
  • полимерпесчаные.

В состав тротуарных плиток обычно входит пескобетон с добавлением гранитной крошки, известняка, сланцев или резиновой крошки. Реже добавляется базальтовая крошка.

В местах со значительными нагрузками рекомендуется уложить брусчатку. Наибольшей популярностью пользуется тротуарная брусчатка с добавлением гранитной крошки. Промышленностью выпускаются следующие виды:

  • пилёная брусчатка, имеющая все грани ровными;
  • пилено-колотая с ровной нижней и верхней гранью;
  • колотая, с неровными гранями.

У первых двух видов ровная верхняя поверхность может подвергаться термической обработке, что делает её нескользящей.

Наиболее распространённая квадратная брусчатка со сторонами по 10-ть см при толщине от 3-х до 10-ти см.

В качестве основания под плиточное покрытие могут использоваться:

  • щебёночно- или гравийно-песчаная подушка;
  • бетон, для повышения прочности армированный стальными сетками или отдельными стержнями, композитной арматурой или виброволокном.

Плитка может укладываться на уже существующие бетонные стяжки или на вновь устроенные.

Хоть в первом случае выполнение работ значительно проще и быстрей, укладка плитки на бетон является необходимой для обеспечения получения стабильного и долговечного покрытия в следующих случаях:

  • наличие на участке производства работ грунтов с повышенной подверженностью усадкам (недавно отсыпанные насыпи, пылеватые пески, торф);
  • пучинистые глинистые грунты, характеризующиеся неравномерным вспучиванием на отдельных участках;
  • бетонное основание под тротуарную плитку устраивается при воздействии на покрытие значительных нагрузок, например, устройство парковки для автомобиля;
  • при облицовке на существующие прочные бетонные основания, когда их демонтаж нецелесообразен и отличается высокой трудоёмкостью (отмостка вокруг дома, существующие бетонные покрытия, полы в гаражах и хозяйственных постройках). Решение можно ли класть тротуарную плитку на бетон принимается после результатов тщательного обследования существующего старого бетонного покрытия. Укладка на старый бетон позволяет получение существенной экономии на строительных материалах, защитит существующее покрытие от дальнейшего разрушения и значительно улучшит его внешний вид.

Бетонная основа под укладку брусчатого покрытия обладает следующими достоинствами:

  • высокая прочность и устойчивость к приложению значительных нагрузок и механическим воздействиям;
  • долговечность;
  • монтаж плитки на бетонном основании сводит к минимуму риск проявления усадок;
  • простота выполнения, позволяющая укладку тротуарной плитки своими руками;
  • нет необходимости использования сложных дорогостоящих технических устройств;
  • устойчивость основания к химическим воздействиям, вымыванию водой, температурным перепадам;
  • на твёрдой бетонной основе процесс выравнивания плитки в единой плоскости выполняется гораздо легче с получением чёткой прямолинейной формы и идеально ровной поверхностью
  • отсутствие провалов, вызванных некачественной трамбовкой основания;
  • экологичность мощения плиткой.
  • технология укладки брусчатки на бетонное основание сложнее, чем на песчано-щебёночные подушки;
  • необходимость устройства надёжного водоотведения. Просочившись через швы в покрытии, вода останется между бетонной основой и плитками и при наступлении отрицательных температур может вспучить и даже расколоть брусчатку. Во избежание этого брусчатка укладывается с определёнными уклонами, в бетон закладываются точечные водоприёмки, устраиваются ливневые системы;
  • бетонное основание под брусчатку стоит дороже, чем простая подушка из щебня и песка;
  • при нарушении технологического процесса уже после окончания первой зимы может произойти раскрашивание бетонного основания.

При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:

  • при укладке плитки на улице морозостойкость ≥ 200-т циклов;
  • прочность на сжатие ≥ 30-ти Мпа;
  • водопоглощение по весу ≤ 5-ти %;
  • истираемость в процессе годовой эксплуатации ≤ 0,7 г/см 2 ;
  • покупку изделий нужно выполнять из одной партии, так как в разных, даже у одного и того же производителя, плитка будет отличаться геометрическими размерами и цветовой насыщенностью;
  • экологичная чистота изделий, при использовании как для наружных работ, так внутренних с устройством брусчатого полового покрытия в складских и хозяйственных помещениях;
  • отсутствие пористости на поверхности;
  • чёткое соблюдение геометрических размеров с ровностью всех граней;
  • отсутствие внутренних и внешних трещин, а так же сколов;
  • естественность и равномерность окрашивания.

Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:

  1. Поверх бетонной основы насыпается сухая смесь 1 к 5-ти цемента с песком, толщина такого сухого раствора принимается до 5-ти см. Из-за сложности создания необходимых уклонов для отвода воды, уклон от 2-х до 5-ти градусов создаётся в процессе устройства бетонного основания. Чтобы влага не задерживалась под плиткой в бетонную стяжку вертикально закладываются отрезки полимерной или асбестовой трубы, по 1 шт. на каждый м 2 .
    После затвердения бетонной смеси, верх труб срезается на уровне верха бетона и отверстия заполняются щебнем мелких фракций. Укладывать брусчатку начинают непосредственно от бордюра, после укладки 4-х элементов выполняется проверка выдерживания заданного уровня с использованием строительного уровня. Обеспечение качества прилегания выполняется с помощью резинового молотка, лёгким постукиванием плитка утапливается в смесь из цемента с песком или, при необходимости, приподнимается с подсыпкой сухой смеси (гарцовки) или цементной подушки. При таком способе мощения значительно снижаются трудозатраты и экономятся затраты на материалы и работу. Укладка производится перед собой с передвижением по уже замощённой поверхности. Минус — необходимость тщательного уплотнения смеси, а затем и готовой облицовки.
    Трамбовка может осуществляться виброплитами, а при их отсутствии можно использовать отрезок толстой широкой доски. Способ наиболее ремонтнопригоден, так как позволяет лёгкую замену отдельных повреждённых плиток.
  2. На раствор, широко применяется при мощении больших площадей. Цементно-песчаный раствор наносится на основание слоем до 3-х см на участок досягаемости мастером и разравнивается при помощи зубчатого шпателя.
    Укладка брусчатки на бетон с использованием такой “мокрой” технологии осуществляется вначале целыми плитками с учётом нужного узора, с незамощённых участков кельмами убирается весь раствор, резанные плитки устанавливаются на свежий раствор после застывания основного под цельными плитками. Соблюдение необходимых уклонов и плоскостность покрытия проверяются при помощи уровня и правила.
    Плитка во всех способах укладывается с соблюдением равных зазоров (5-ть мм), получившиеся швы в обоих изложенных способах засыпаются гарцовкой или просто просеянным кварцевым песком и проливаются водой. Перемещение людей по уложенной поверхности допускается не ранее чем через сутки.
  3. Приклеить плитку бетону с использованием специального строительного клея. При таком способе создать необходимые уклоны возможно только на бетонном основании, так как клей намазывается очень тонким слоем (от 5-ти до 10 мм) на поверхность небольшой площади (≤ 1 м 2 ), так как время его застывания, указываемое на прилагаемой инструкции к применению, небольшое. По этой же причине клей для тротуарной плитки разводится в небольших количествах, чтобы избежать его застывания.
    Швы заполняются этим же клеем или можно использовать гарцовку, как в предыдущих случаях. Отвердевший специальный строительный клей обеспечивает прочное и надёжное соединение с бетоном, поэтому такой способ используется довольно часто, но заменить повреждённый элемент без его окончательного разлома не получится.

Состав и последовательность выполнения работ:

  1. Разбивка площадок и дорожек, на которых планируется мощение, с закреплением разметки деревянными или металлическими колышками. Границы между колышками просыпаются известкой или мелом.
  2. Снятие плодородного слоя грунта с устройством земляного корыта с учётом расположения железобетонных бордюров или поребриков. Глубина траншеи под бордюры зависит от их высоты, верх бордюрного ограждения, для обеспечения водоотвода с поверхности мощения, должен быть на 2 см ниже верха плитки и возвышаться над уровнем газона.
  3. Установка бордюров или поребриков. На забитые колышки на высоте поребриков натягивается прочный шнур с учётом соблюдения необходимых продольных уклонов. Для сборов воды, стекающей с плиточного покрытия, вплотную за бордюрами рекомендуется предусмотреть траншеи для укладки лотков ливневой системы. Железобетонные элементы устанавливаются в траншеи на уплотнённое песчаное основание с укладкой поверху него небольшого слоя тощего бетона или раствора. Фиксация элементов выполняется деревянными колышками и заливкой бетонной смеси.
  4. Устройство бетонного основания. Грунт в земляном корыте тщательно трамбуется и застилается геотекстилем, для предотвращения прорастания сорняков. Бетон укладывается на уплотнённую подушку из песка или щебня толщиной ≥ 10-ти см.
Читайте также:  Безапосно ли кушать грецкие орехи в скорлупе

В некоторых случаях бордюры устанавливаются мастерами после бетонирования основания. Этот вариант, при самостоятельном выполнении работ, не рекомендуется к исполнению. Для защиты краёв площадок от осыпания грунта и создания бетонного основания с ровными краями монтируется опалубка из досок толщиной 40-к мм, которую придётся тщательно раскреплять. Если бордюры устанавливаются сразу, то они сами будут служить опалубкой. Плюсы такого варианта:

  • отсутствуют затраты на приобретение материалов для опалубки;
  • экономится время на её установку и последующую разборку;
  • заливка бетонной смеси будет осуществляться без просачивания в щели между досками;
  • дополнительная фиксация бордюров в требуемом положении.

Заливку бетона выполняют не ранее чем через сутки после фиксации бордюров. Перерыв можно использовать для устройства армирования (дорожки, на которые не будет заезжать автотранспорт и тяжёлая техника, можно не армировать). Толщина бетона принимается раной 15-ти см при отсутствии армирования и 20 см при наличии арматуры. При наличии подвижных пучинистых грунтов толщина может увеличиваться до 40 см.

Армирование выполняется сетками, связанными из стальной или композитной арматуры диаметром до 10-ти мм и ячейками от 15-ти до 20-ти см. Сетки располагаются вверху, на расстоянии около 5-х см от верха бетона, с укладкой на бетонные подкладки. Можно выполнить заливку в два этапа: уложить слой бетона около 10-ти см, тщательно выровнять, на свежий бетон уложить сетки и выполнить заливку бетонной смеси до требуемой отметки.

При заливке больших по площади площадок, через каждые 3 м необходимо устраивать температурные швы из досок, закладываемых на всю толщину бетона. На дорожках такие швы устраиваются через каждые 6-ть м. До начала затвердения бетонные доски удаляются, а получившиеся швы заполняются горячим битумом.

  1. Через какое время можно класть плитку? Бетон наберёт минимально необходимую прочность примерно через трое суток, поэтому раньше приступать к работам нельзя. Выбирается подходящий способ укладки, если проходимость по покрытию будет высокой или планируется заезд на него транспорта и тяжёлых технических средств, то предпочтительней заниматься мощением плиткой на цементные растворы или строительные клеи. При наличии на площади облицовки препятствий (люки канализации, цветочные клумбы, дренажные отверстия и т.д.), их обводка производится целыми плитками.
    Перед завершением работ выполняется окончательное оформление примыканий нужных конфигураций с подрезкой плиток при помощи болгарки с кругом по бетону или циркулярной пилой. По окончании укладки выполняется заполнении швов. Ходить по вымощенной поверхности, что бы ни повредить край плиток, нельзя примерно 3-е суток. При необходимости обязательные проходы можно осуществить настилкой по поверхности мощения листов фанеры.
  2. В заключение, по прошествии 3-х суток выполняется сметание строительных остатков и мусора, после чего вся поверхность промывается водой под напором из шланга.

Отмостки вокруг зданий обычно выполняются шириной до 1-го м. Вначале проводится обследование состояния отмостки после чего выполняются следующие операции:

  • бетон очищается от грязи, имеющиеся трещины в нём разделываются;
  • вся поверхность старого бетона заливается 2-х см слоем цементного раствора;
  • отмечаются границы будущего мощения с забивкой колышков;
  • намечается расположение бордюра по краю площадки, верх бордюра должен располагаться с учётом осуществления уклона в сторону от здания в 2 см на каждый пог. м. и ниже верха для брусчатки на 3-и см. Затем на цоколе отмечается отметка, равная сумме высоты плитки и толщины подготовки под неё, к которой закрепляется прочный шнур, второй конец привязывается к колышкам на планируемой высоте верха бордюра;
  • по устроенной разметке разрабатывается траншея под бордюры, затем между краем отмостки и бордюрами разрабатывается земляное корыто;
  • далее выполняются работы в порядке, изложенном выше при устройстве бетонного основания и мощении тротуарными плитками.

При выполнении работ собственными силами стоимость мощения уменьшается минимум в 2 раза. Дополнительно, как правильно положить тротуарные плитки, можно прочитать в технической литературе или проконсультироваться со специалистами, это поможет избежать порчи дорогостоящих материалов и обеспечит долговечность покрытия.

источник

При декорировании отмостки и мощении садовых дорожек на заведомо нестабильных грунтах (песок пылеватый, свежая насыпь), глинистых почвах используется укладка тротуарной плитки на бетонное основание с использованием сухой смеси, цементно-песчаного раствора или плиточного клея.

В каждом из представленных вариантов эксплуатационные условия не одинаковые, поэтому технология облицовки изменяется.

Мощение тропинок, парковок, переднего двора и зон отдыха тротуарной плиткой необходимо для повышения качества эксплуатации участка. В классической технологии элементы облицовки монтируются на песок или сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно). Однако в сложных случаях применяется укладка тротуарной плитки на бетон для обеспечения стабильной геометрии покрытия:

  • подверженные усадке грунты – таковыми являются почвы с низким расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф, свежая не сформировавшаяся насыпь);
  • пучинистые грунты – способны разрушить покрытие, так как вспучивание неравномерно на отдельных участках, виной тому чешуйчатая структура глины.

Реже домашнему мастеру необходимо своими руками декорировать плиткой эксплуатируемые конструкционные элементы – пол гаража, сарая, отмостку, стяжку на парадном дворе, существующие дорожки. Демонтировать бетон в этом случае слишком долго, он является прочным основанием, поэтому плитка укладывается поверх него.

Укладка плитки на бетонную отмостку.

Существует несколько способов мощения, пошаговая инструкция к каждому из них приложена ниже. Однако застройщику следует учесть нюансы:

  • пучение грунтов – если облицовывается отмостка или дорожка из бетона, эксплуатирующаяся несколько лет, и не разрушившаяся за это время, можно быть уверенным, что глины под ней нет, если же планируется заливка новой бетонной стяжки в силу вышеуказанных причин, то абсолютных гарантий, что в промерзающем слое глинистые почвы отсутствуют, у владельца участка нет;
  • влага – бетонная стяжка и бордюры по бокам (у отмостки бордюр и фундамент с другой стороны) представляют собой жесткий короб, дождевые стоки, даже при наличии сбоку желоба ливневки, частично проникают внутрь конструкции через швы, насыщают бетон (возможно растрескивание при замерзании) и пропитывают раствор или песок, которые вспучиваются зимой.

Жесткое бетонное корыто может накапливать осадки, не давая им испаряться.

Важно! Для ликвидации вспучивания необходим дренаж по наружному периметру отмостки и утепление экструдированным пенополистиролом на глубине 40 см. Избавиться от скопления влаги можно единственным способом – укладкой элементов на плиточный клей, который заполнит швы и предотвратит проникновение стоков внутрь конструкции.

С другой стороны – в отличие от глины, насыщенный влагой песок увеличивается при замерзании в объеме равномерно:

  • вся плитка приподнимется на одинаковую высоту зимой, не доставив неприятностей владельцу;
  • весной вода оттаивает, плитка вернется в исходное состояние.

Поэтому данным нюансом чаще всего пренебрегают, особенно в сочетании с линейной ливневкой, желоба которой установлены по наружному периметру отмостки или с одной стороны дорожки между поребриками и плиткой.

В рассматриваемом варианте мощения тротуарную плитку предполагается положить внутри жесткого «корыта», днищем которого будет бетонная стяжка. Правила бетонирования аналогичны для плитных фундаментов с небольшими дополнениями:

  • нижний армопояс можно использовать на парковках, тропинки армируются только в верхней трети, чтобы стяжка смогла выдержать усилия возможного вспучивания;
  • класть бетон можно только на нерудные материалы, в которых силы пучения снижены, поэтому удаляется пахотный слой на глубину 0,4 м;
  • высота поребриков и лотков ливневки значительно больше толщины плитки, поэтому необходимо рассчитать глубину траншеи в зависимости от толщины стяжки.

Заливка бетонной стяжки перед мощением плиткой.

Например, при толщине бетона 5 см, подстилающего слоя 15 см и плитки 6 см, глубина котлована составит 26 см. А высота бордюра 20 см, лотка ливневки 13 – 41 см, потребуется спланировать дно траншеи в разном уровне.

Кроме того, для самотечного удаления стоков с дорожки необходимы уклоны 2 – 4 градуса в поперечном и продольном направлении. На стоянках уклоны обычно создаются в одну сторону – к проезжей части или стоки собираются со стороны участка, отводятся в подземную емкость.

Уклоны для тротуарной плитки.

Важно! Даже при укладке плитки на сухую смесь создать эти уклоны будет очень сложно, а при использовании плиточного клея невозможно.

Если тротуарную плитку необходимо уложить на существующее старое основание (плита или стяжка), можно сразу перейти к пункту 3.

Материалы для мощения своими руками дорожек и парковок должны быть закуплены до этого этапа. Трасса тропинки и конфигурация стоянки, зоны отдыха зависит от фантазии владельца. Технология разметки имеет вид:

  • устанавливается первый шнур;
  • на сухую вплотную к нему размещается на земле садовый бордюр, лоток ливневки, цельные плитки по ширине тропинки, второй поребрик, натягивается второй шнур;
  • на радиусных/криволинейных участках дорожки разметку можно создать краской или известковым раствором непосредственно по грунту.

После чего, изнутри оконтуренной шнуром зоны удаляют плодородный слой на глубину 0,4 м.

Шнур устанавливается по внешнему периметру поребрика.

Совет! Если используются лотки ливневки 30 – 41 см высоты, в местах их прохождения создается траншея большей глубины с учетом подсыпки 10 см щебня минимум и укладки этих элементов на 2 см слой пескобетона или цементно-песчаного раствора.

Схема вычисления глубины траншеи.

При уклоне участка более 7 градусов внутри дорожек проектируются ступени. Если декорируются крупноформатные участки (парадный двор, парковка, зона отдыха), территория предварительно террасируется дорожным бордюрным камнем, бетонными подпорными стенами или габионами.

Ширина отмостки или дорожки.

Уклоны создаются в грунте, подстилающем слое (песок, щебень) или в самом бетоне при его укладке. Рекомендуемый угол:

  • 1 – 2 градуса поперек дорожки в сторону лотка ливневки;
  • 3 – 7 градусов вдоль тропинки.

Для крупных прямоугольных или квадратных площадок (например, стоянка) уклоны создаются от центра к периметру или в одном направлении.

На этом же этапе устанавливаются дождеприемники под трубами кровельного водостока или поперечные лотки ливневки, которыми отводятся дождевые воды. Исключить взаимное перемешивание щебня/песка с почвой можно за счет укладки на дно траншеи геотекстиля. Этот материал препятствует прорастанию корней сорняков, поэтому используется в большинстве случаев.

Минимальная толщина слоя нерудного материала для трамбовки виброплитой 10 см. Чтобы исключить впитывание цементного молочка при бетонировании щебень выравнивается песком, укрывается рулонной гидроизоляцией (рубероид или Бикрост) или двумя слоями полиэтиленовой пленки.

Бордюры и лотки ливневки монтируются на раствор, выравниваются по горизонтали резиновой киянкой. После застывания раствора они фактически становятся несъемной опалубкой для бетонной стяжки.

Шнур переносится внутрь для установки бордюров.

Если застройщик облицовывает отмостку, рекомендуется утеплить эту конструкцию экструдированным пенополистиролом (толщина 5 – 10 мм), примкнув горизонтальный слой к вертикальной теплоизоляции цоколя/фундамента. Глубина заложения составляет 40 см либо на уровне подошвы МЗЛФ. Этим способом ликвидируется вспучивание, серьезных нагрузок от пешеходного трафика отмостка не испытывает, поэтому ее можно не армировать.

С дорожками и парковками сложнее:

    стоянки испытывают нагрузки от автомобилей, армируются двумя сетками (арматурными или проволочными);

Армирование стяжки на парковке в два слоя.

Проволочную сетку проще купить, арматурную можно связать самостоятельно из прутков «рифленки» диаметром 6 – 8 мм

Пошаговая инструкция для армирования выглядит следующим образом:

  • нижний защитный слой обеспечивается укладкой сетки на пластиковые или бетонные прокладки, толщину которых следует рассчитать индивидуально;
  • нахлест отдельных карт составляет минимум одну ячейку (10 х 10 см или 20 х 20 см).

Например, для армирования стяжки толщиной 15 см на тропинке потребуются прокладки 12 см, чтобы сетка была расположена в ее верхней части. Для парковки используются прокладки минимальной толщины 1,5 – 3 см, верхняя сетка укладывается на столики, «пауки» или другие специальные элементы.

Температурные швы создаются деревянными рейками, уложенными через 4 – 6 м поперек тропинки. Их можно размещать между арматурой или прерывать сетку в температурных швах, используя карты необходимого размера для каждой секции стяжки. Разрыв создается по всей толщине бетона.

Установка бруска для температурных швов.

Читайте также:  Махровая петуния как долго цветет

Чтобы получить уклоны бетонной стяжки, применяются разные способы:

  • для отмостки можно прочертить две линии – на цоколе и лотке ливневки или бордюре, ориентироваться на них при вытягивании верхнего слоя правилом;
  • для тропинки аналогичные линии создаются на бордюрах с обеих сторон;
  • внутри прямоугольной парковки проще расставить штукатурные маяки, куски трубы, бруска, оцинкованного профиля, используемого в системах ГКЛ.

Совет! В зависимости от температуры воздуха мощение можно начинать на 3 – 15 день после заливки стяжки, чтобы цементный камень набрал минимум 70% прочности.

При наличии жесткого подстилающего слоя положить плитку можно на клей, раствор и гарцовку (сухая смесь песка с цементом в соотношении 5/1, соответственно). Однако при использовании первых двух вариантов правила укладки отличаются от облицовки керамогранитом и кафелем.

Если класть элементы на гарцовку, резко снижаются трудозатраты и бюджет отделки, однако потребуется виброплита для тщательной трамбовки вначале сухой смеси, затем готового покрытия. При выборе сухой технологии плитка укладывается своими руками перед собой, мастер передвигается по уже замощенной территории.

В «мокрых» технологиях хождение возможно через сутки, плиточник наносит раствор/клей на 1 – 1,5 м2, движется спиной вперед.

Бюджетный мокрый способ используется для больших территорий мощения. Классический цементно-песчаный раствор удобен в использовании, так как обладает большим сроком жизни. Технология имеет нюансы:

  • рекомендуемая толщина слоя 2 – 3 см, чтобы облицовка не «плыла» и не продавливала его полностью при выравнивании;
  • для повышения производительности раствор наносится на участок в зоне досягаемости рук мастера, разравнивается зубчатым шпателем;
  • затем на отмостку, тропинку или стоянку укладывается плитка в соответствии с узором.

Мощение плитки на раствор.

Уклоны и плоскостность поверхности контролируются уровнем и правилом, соответственно. Вначале пространство заполняется цельной плиткой, на не облицованных участках кельмой или шпателем тщательно подбирается весь раствор. После застывания смеси выкраиваются обрезки и устанавливаются на место эксплуатации. Швы засыпаются песком или гарцовкой, проливаются водой.

Следующий «мокрый» способ аналогичен предыдущей технологии с небольшими отличиями:

  • клей имеет меньший срок жизни и корректировки плитки;
  • его замешивают в небольшом количестве, ориентируясь на уровень подготовки мастера;
  • разведенный раствор наносится на меньшую поверхность (0,5 – 0,7 м2) слоем 0,5 – 1 см.

Швы обрабатываются либо этим же клеем, либо гарцовкой по аналогии с предыдущим методом.

Пошаговая инструкция для сухой технологии мощения отличается от предыдущих:

  • гарцовка смешивается из сеяного песка и портландного цемента;
  • ею засыпается все «корыто» дорожки или парковки целиком (толщина 5 см);
  • материал уплотняется виброплитой;
  • плитка укладывается с помощью резиновой киянки;
  • затем выкраиваются куски для сложных участков;
  • вся поверхность покрытия трамбуется виброплитой;
  • швы заполняются гарцовкой.

Этот способ позволяет ходить по покрытию уже в процессе укладки, обеспечивает максимальную ремонтопригодность элементов при их случайном раскалывании при падении тяжелых предметов.

Таким образом, пошаговая инструкция отличается при использовании разных составов, на которые укладывается тротуарная плитка.

Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

источник

На вашем участке уже есть бетонное основание и вам предстоит уложить брусчатку. На что следует обратить внимание до начала работ? От чего будет зависеть долговечность брусчатого покрытия? Почему не рекомендуется приклеивать брусчатку к бетону плиточным клеем? В нашей статье мы постараемся ответить на эти вопросы.

Обычный человек редко имеет дело с работами по мощению и часто не представляет себе те последствия, с которыми он может столкнуться во время эксплуатации покрытия из-за неверного выбора системы материалов для укладки и заполнения швов брусчатки. Стандартное рассуждение выглядит так: «У меня на участке уже есть бетонное основание. Клей возьму морозостойкий, для уличных работ. Приклею на него брусчатку, как приклеивают керамическую плитку на пол. Заполню швы водонепроницаемой затиркой и все будет нормально стоять». Попробуем обратить ваше внимание на те нюансы, которые не принимаются в расчет при подобных рассуждениях, но приводят к серьезным дефектам и даже разрушению мощения.

Водонепроницаемые растворы для заполнения швов не являются полноценной гидроизоляцией.

Начнем с водонепроницаемого раствора для заполнения швов брусчатки. Сами по себе цементные растворы для заполнения швов могут обладать очень высокими техническими характеристиками: иметь прочность при сжатии до М500, иметь высокую прочность сцепления с основанием, в них может присутствовать большое количество гидрофобизаторов и полимеров. Через такой раствор вода, конечно, проникать не будет. Но все-таки их нельзя считать полноценной гидроизоляцией. Почему? Проблема не в самих растворах, а в местах их сопряжений с боковой поверхностью брусчатки.

При укладке и заполнении швов в мощении большую роль играет культура производства работ. Невозможно полностью гарантировать, что перед заполнением швов все боковые грани брусчатки были обеспылены и увлажнены должным образом. Невозможно полностью гарантировать, что абсолютно все швы будут заполнены раствором на полную высоту брусчатки. Где-то в швах может оставаться мусор. Погодные условия во время заполнения швов и набора прочности, объем производимых работ могут оказать сильное влияние на набор прочности раствором. Все эти обстоятельства в конечном итоге могут снижать адгезию (сцепление) раствора для заполнения швов к боковым поверхностям брусчатки. В результате при эксплуатации покрытия могут возникать микротрещины на поверхности мощения, через которые будет проникать вода и накапливаться под брусчаткой*.

Конструктивные особенности объекта, ошибки при назначении ширины швов, превышение допустимых нагрузок так же способствуют трещинообразованию.

Конструкция мощения может состоять из сотен и тысяч элементов (брусчаток) соединенных между собой огромным количеством швов. Температурные перепады во время эксплуатации будут очень велики. Брусчатка темных цветов летом может нагреваться до +80°С. Зимой температура в наших широтах опускается до -30°- 40°С. Общий температурный перепад таким образом доходит до 120°С. Замощенная брусчаткой конструкция постоянно расширяется при нагреве и сжимается при охлаждении, что приводит к трещинообразованию.

Теоретически, температурно-деформационные швы должны решить эту проблему. Но вопрос назначения деформационных швов на данный момент полностью не изучен и есть только общие рекомендации по размерам карт швов и местам их устройства. Поэтому возникновение трещин в мощении, связанных с температурными деформациями, явление довольно частое.

Через появившиеся трещины под брусчатку будет проникать вода. Она будет не просто проникать – она будет накапливаться в слое плиточного клея, на который приклеили брусчатку. Через мелкую (волосяную) трещину шириной примерно 0,1 мм, которую и не видно с высоты человеческого роста, за 24 часа проливного дождя под мощение может проникнуть до 1 литра воды. С течением времени, накапливающаяся под брусчаткой вода, может приводить к ухудшению внешнего вида покрытия и деструктивным процессам.

Стоит учитывать, что поступление воды может происходить не только сверху (осадки), но и снизу (грунтовые воды под действием капиллярного подсоса). Плиточный клей — материал, обладающий большой капиллярной пористостью, способен накапливать и долго удерживать в себе воду. Вода, накопленная в слое плиточного клея, рано или поздно приводит к следующим последствиям:

  • При замерзании вода увеличивается в объеме более чем на 9%. Повторяемость замораживания и оттаивания приводит к постепенному разупрочнению структуры плиточного клея, потере адгезии и разрушению. Результат – появление трещин в растворе для заполнения швов и отрыв брусчатки из-за циклов замораживания и оттаивания.
  • Проникающая в плиточный клей вода, вымывает из цементного камня водорастворимые соединения и под действием атмосферных процессов (сушка-увлажнение) выносит их на поверхность мощения. Далее происходят процессы карбонизации и кристаллизации, вода испаряется и на поверхности мощения остается белый налет, называемый высолами.
  • Накопление воды в плиточном клее, особенно в затененных местах, создает благоприятные условия для роста не только мха, но и более крупных растений. Это ухудшает внешний вид мощения и приводит к его разрушению из-за прорастания корней.

Толщина и прочность плиточного клея.

Если вы все-таки решили приклеивать брусчатку к бетону необходимо учесть еще несколько факторов.

Какие отклонения поверхности бетонного основания на объекте от горизонтальной плоскости (неровности бетона)? При протяженных пешеходных дорожках или больших площадях мощения неподготовленному человеку практически невозможно определить перепад высот на поверхности бетона. А перепад этот может достигать нескольких сантиметров и даже больше. Укладка брусчатки будет вестись по уровню и все неровности основания будут скомпенсированы толщиной слоя плиточного клея. Подходит ли ваш клей для таких толщин?

Как правило, в зависимости от производителя, плиточные клея класса С2S1 (клея именно этого класса рекомендуются для применения на фасадах и террасах) имеют максимальную толщину нанесения до 5-15 мм, не более. Почему нельзя превышать эту толщину? Это связано с усадкой плиточного клея. При превышении максимальной толщины клей во время набора прочности будет уменьшаться в объеме, сжиматься, в нем будут образовываться усадочные трещины. При серьезном превышении толщины, из-за большого содержания полимера в плиточном клее, он может вообще окончательно не затвердеть и оставаться рыхлым в середине своего слоя.

Второй момент касается прочности плиточного клея при сжатии. Вас это может удивить, но такой характеристики у плиточного клея нет. Основными показателями качества затвердевшего плиточного клея по ГОСТ Р 56387−2015 являются: адгезия по четырем видам испытаний (в нормальных условиях, в воде, при нагреве, при замораживании\оттаивании) и открытое время. Одним из дополнительных параметров служит поперечная деформация (S1/S2). Прочность плиточного клея вообще не измеряют. Высокое содержание полимеров в плиточном клее, необходимое для обеспечения высокой адгезии и деформативности не позволяет достичь высоких прочностных показателей. Стандартная нагрузка на плиточный клей – пешеходная и высокая прочность ему просто не нужна.

Другое дело мощение. Здесь уже присутствуют не только пешеходные, но и автомобильные нагрузки. Причем автомобильные нагрузки могут быть от заезда автомобилей массой до 3,5 т, а могут быть и от заезда автомобилей массой до 20 т (категории N2 и N3 согласно немецким нормам ZTW Wegebau). Прочность подстилающего слоя (в данном случае — плиточного клея) для таких нагрузок должна быть не менее М200 и М300 соответственно. Ни один плиточный клей класса С2S1 такой прочностью не обладает.

При заезде автомобилей мощение будет держаться какое-то время за счет того, что отдельные брусчатки скреплены между собой раствором для заполнения швов. Но в дальнейшем такая конструкция все хуже и хуже сопротивляется автомобильным нагрузкам: плиточный клей начинает продавливаться, сначала появляются трещины в швах, потом проваливается брусчатка, в трещины проникает вода, приводя ко всем вышеперечисленными последствиями — ваше мощение разрушается.

Так как же грамотно укладывать брусчатку на бетонное основание? Как гарантированно избежать скапливания воды под брусчаткой? Есть ли растворы, не дающие высолов? Что такое дренажные растворы и бетоны?

Об этом в наших следующих статьях.

*В немецкой нормативной документации по жесткой системе мощения прямо указывается: «В брусчатых покрытиях жесткой (связанной) конструкции неизбежно образование микротрещин и, следовательно, проникновение воды в конструкцию. Поэтому подстилающий и несущий слой должны обладать достаточной и примерно одинаковой водопроницаемостью» (FGSV 618/2). В Германии в принципе не используются водонепроницаемые бетонные основания для мощения – только щебень или дренажный бетон. Но у нас пока повсеместно используется бетон водонепроницаемый.м

источник

Тротуарная плитка — идеальный материал для облицовки уличных тротуаров и пешеходных зон, автостоянок и детских площадок. Она элементарна в установке, проста в обслуживании и, в отличие от асфальта, не плавится на солнце, выдерживает большие перепады температур и не выделяет токсичные газы.

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание позволяет не только укрепить покрытие, но и придать ему более эстетичный и интересный внешний вид. Давайте рассмотрим, какие еще преимущества есть у данной технологии?

Устойчивость и долговечность — два основных достоинства бетонной основы. В отличие от грунта или щебеночно-песчаного слоя, легко поддающегося различным атмосферным воздействиям, бетон не проседает даже при очень сильных нагрузках. Также, с помощью укладки тротуарной плитки на бетон, основание можно получить безупречно ровно вымощенную поверхность с четкими формами.

Эта технология имеет и ряд других преимуществ:

  1. Прочность. Бетон не разрушается под воздействием сильных механических нагрузок (может прослужить более 30-ти лет), что крайне важно для парковок и территорий с большой проходимостью людей.
  2. Эффективное противостояние осадкам. Если правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание, покрытие не будет промерзать (морозостойкость — около 200 циклов, что в суровом северном климате является определяющим фактором).
  3. Отсутствие «усадочного эффекта». Песок и грунт со временем может просесть, а это приводит к отдельному или полному разрушению плиточного покрытия.
  4. Надежность. Отвердевший клей для тротуарной плитки (или цемент) и основание из бетона в разы надежнее песчано-щебневой посыпки. Это помогает плитке «не съезжать» и не выпадать со своего места.
  5. Экологичность. При сильном нагревании не выделяет канцерогенных веществ.
  6. Доступность. Брусчатка имеет относительно доступную стоимость, поскольку производятся из недорогих современных материалов (исключение составляет гранитная брусчатка).
Читайте также:  Конский навоз в гранулах как подкормка для огурцов

Именно бетон обеспечивает высокий показатель износа покрытия и долгую эксплуатацию покрытия.

Но для того, чтобы все эти достоинства не были сведены на «нет», необходимо строго соблюдать технологию от начала рабочего процесса и до самого конца. Следует понимать, что укладка на бетон происходит совсем не так, как на щебеночно-песчаный слой, а совершенно по иному принципу. Рассмотрим особенности процесса, чтобы понять, как правильно это делать.

Главная особенность всего процесса заключается, опять же, в бетонном основании, которое, в первую очередь, обеспечивает плитке долгий срок службы. Однако зачастую многие специалисты по отделке не хотят браться за эту технологию из-за ее сложности — всего одна небольшая ошибка, допущенная при работе, не даст «перезимовать» покрытию даже один сезон.

Класть тротуарную плитку на бетон можно лишь тогда, когда предварительно уже сделан водоотвод и дренаж для будущей площадки.

Это обеспечит эффективный отвод воды от мощеного покрытия, а влага, как известно, является «заклятым врагом» плитки. Попадая в ее микропоры и мелкие трещины, вода при замерзании увеличивается в объеме и разрушает материал изнутри.

Если уложить плитку только на песчано-щебневый слой, вода не будет оставаться в нем и моментально впитается в песок и щебень, а после этого — в грунт. Проще говоря, отток воды идет моментально, чего нельзя сказать про бетон. Неправильная укладка позволит воде пройти сквозь стыки и накапливаться между плиткой и бетоном. И, как следствие, покрытие начнет «отходить» от своей основы.

Укладка на ровный бетон будет порождать застой воды. Для того чтобы этого не случилось, бетонное основание должно быть с небольшим наклоном в сторону, противоположную от дома либо любой другой постройки, вблизи которой планируется дорожка (площадка). Также очень важно учесть все правила и тонкости, которые заключает в себе не только процесс заливки бетона, но и укладка плитки на улице. Давайте подробно разберем каждый из них.

Подготовка основы выглядит следующим образом — пошаговая инструкция для тех, кто занимается этим самостоятельно:

Пример основания под укладку.

  1. Метки. Вбейте колья, чтобы выделить границы дорожки, тротуара или площадки для мощения плиткой. Туго натяните шпагат или нитки, крепко привязывая их к колышкам.
  2. Сделайте углубление в почве. Верхний слой грунта необходимо снять (глубиной в 20-25 см) и хорошо утрамбовать при помощи специальных инструментов (ручной или пневматической трамбовки) и воды. Перед тем, как продолжить работу, дождитесь полного высыхания земли.
  3. Бордюры (опалубка). В дальнейшем, при укладке плитки, они помогут зафиксировать ее, исключить искривления и сдвиги. Для устойчивости бордюров засыпьте слой щебня около 5 см толщиной.
  4. Укладка щебня (15-20 см). Посередине этого слоя рекомендуется положить гидроизоляционную пленку, чтобы в дальнейшем предотвратить проникновение влаги из грунта наверх.
  5. Небольшой слой песка. Его необходимо выложить для того, чтобы заполнить пустоты и уплотнить подложки. Если площадка очень большая, есть смысл задействовать спецтехнику для укатки или вибротрамбовки почвы.
  6. Арматура (прутья или сетка). Дополнительно выложенный арматурный слой необходим для автомобильных подъездных дорожек и площадей очень большого размера. Если вы используете отдельные прутья, они должны быть перевязаны между собой проволокой и идти перпендикулярно друг другу. Готовую сетку нужно прочно закрепить на боковые прутья.
  7. Цементный раствор. Цемент, песок и щебень в соотношении 1:3:2 смешайте с водой до получения однородной массы и вылейте ее на подготовленную основу. Хорошо выровняйте, не забывая про небольшой наклон, и оставьте высыхать (на 2-3 дня) под пленкой.

Итак, подготовка основания закончена. Но укладываться плитка должна лишь тогда, когда бетон полностью высох и затвердел, а внутри него не осталось никаких дефектов в виде образовавшихся пустот. Если по каким-либо причинам бетон покроется трещинами, плитка станет непригодной для повторного мощения.

Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание одного состава мало чем отличается от других видов. Мы рассмотрим процесс на примере полимерпесчаных изделий, которые сегодня очень популярны благодаря своим уникальным свойствам: устойчивы к истиранию, не впитывают жидкость, масло и бензин, просты в транспортировке, хранении и монтаже. Плитка подходит и для укладки на бетонную отмостку — она позволяет надежно защитить свой дом от грунтовых вод и атмосферных осадков.

Наша пошаговая инструкция поможет тем, кто собирается проводить всю работу своими руками, не имея профессионального опыта. Итак, подробное описание каждого этапа:

Если еще на этапе создания бетонной основы вы не стали делать бордюры, их нужно сделать сейчас. Для этого вдоль натянутых нитей следует выкопать траншею глубиной, равной высоте окантовочного камня, который будет располагаться под землей, и толщиной цементной подушки (примерно в 3-5 см.).

Цемент, укладываемый под бордюр, необходим для более сильной фиксации окантовочных камней — их вгоняют в раствор (соотношение песка и цемента 3 к 1) с помощью специального резинового молотка. Спустя один день, когда раствор полностью затвердеет, пространство между стенками бордюра и траншеей засыпьте песком, полейте водой и хорошо разровняйте.

На заранее уложенный бетон следует нанести еще один слой — цементный или клеящий раствор. Укладка тротуарной плитки своими руками на цемент — более дешевый вариант, однако на клей фиксировать покрытие будет намного проще. Если вы работаете с клеем, приготовьте раствор и действуйте согласно инструкции.

Если для вас предпочтительней выкладывать плитку на цементный раствор, сделайте сразу 2 состава: густой — для укладки плитки, более жидкий — для заливки щелей между швов.

Цементный слой должен быть высотой приблизительно 2-3 см. С помощью строительного мастерка нанесите его на бетон и хорошо выровняйте. Если плитка узорная, укладывая каждую деталь, нужно озираться на общий запланированный рисунок. Работа по укладке ведется от себя — вы должны двигаться вперед, наступая на уже вымощенную поверхность.

Параллельно с работой не забывайте контролировать кладку с помощью первоначальных разметок и строительного уровня. Препятствия, возникающие на пути (дренажные отверстия, трубы, люки), сначала обведите целыми плитами, а по окончании работ сделайте подрезку нужной формы с помощью болгарки или циркулярной пилы.

Повторяйте это до тех пор, пока смесь полностью не осядет. Через 2-3 дня поверхность будет готова к эксплуатации.

И в заключение стоит отметить, что плитку можно использовать не только на улице — она помогает сделать бетонное напольное покрытие более прочным, поэтому очень часто ее кладут поверх бетонного пола в гараже. Такой способ отделки позволяет значительно улучшить обстановку в помещении и повысить уровень комфорта по уходу за автомобилем. Дополнительные рекомендации относительно того, как положить тротуарную плитку на бетонное основание, даст наше видео.

источник

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Способ и материалы для укладки полимербетона, керамогранита, клинкерной и керамической плитки отличаются от применяемых для натурального камня и изделий из бетона.

Из статьи вы узнаете, почему для этих видов тротуарной плитки нельзя использовать другие технологии и научитесь выбирать подходящий клей.

Причины применения различных технологий для укладки бетонных (каменных) тротуарных плит и изделий из керамики, полимербетона и керамогранита заключаются в свойствах этих материалов.

Стойкость к истиранию и морозу у клинкерной, керамической и полимербетонной плитки превышает эти параметры других видов плитки в 3-10 раз, поэтому их толщина не превышает 15 мм.

Из-за небольшой толщины прочность на излом этих материалов для мощения недостаточна, поэтому их укладывают на жесткое бетонное основание.

Малая толщина и небольшой вес не позволяют укладывать их без фиксации клеем. В противном случае разрушение плитки начнется сразу же после укладки. Поэтому вместо укладки на песок или песчано-цементный раствор плитку укладывают на разведенный в воде или готовый к использованию клей.

Для укладки на бетонное основание керамогранитной, клинкерной и керамической тротуарной плитки используют цементный или полимерный клей для наружных работ. Их продают в виде сухой смеси в мешках по 25 кг или в виде готового раствора в банках по 5-20 кг.

Основа цементного клея – молотая смесь песка и цемента с различными добавками, которые меняют ее свойства Основа полимерного клея – водорастворимые молотые смолы. Встречаются клеи, в состав которых входят и цемент и полимеры.

Сухой морозостойкий плиточный клей

Если в составе смеси большое количество пластификаторов, то готовят клей с минимальным размером воды (необходимое кол-во воды указано на упаковке). Благодаря этому сокращается минимальная толщина клеевого слоя и увеличивается количество циклов замораживания/размораживания.

Чтобы повысить морозостойкость, количество воды сокращают на 5-10 процентов и в готовый клей добавляют пластификатор, который продают в строительных и хозяйственных магазинах.

Основные характеристики сухих и готовых клеев:

  • морозостойкость (ее указывают в количестве циклов замораживания/размораживания);
  • время жизни готового раствора в часах;
  • применение клея;
  • количество воды на килограмм раствора.

Выбирая клей, не путайте морозостойкость, которую указывают в количестве циклов замораживания/размораживания и минимально допустимую температуру, при которой возможна работа с клеем. Клей с минимально допустимой температурой ниже нуля градусов не имеют никаких преимуществ перед теми, которые используют при плюсовой температуре.

Мало сделать незамерзающий клей, нужно также сделать незамерзающей влагу на склеиваемых поверхностях. Обработка плитки и основания жидким раствором клея (грунтовка) увеличивает его расход и повышает трудоемкость процесса. И даже после грунтовки выполненное на морозе клеевое соединение по прочности уступает клеевому соединению, выполненному при плюсовой температуре.

Время жизни раствора указывает, в какой временной промежуток клей сохраняет достаточную подвижность и пластичность для качественной склейки. Не путайте время жизни и время схватывания раствора, обозначающее период времени, после которого клеевое соединение выдерживает незначительные нагрузки (пешеходов).

Указанное на упаковке применение клея описывает комбинацию склеиваемых поверхностей, для которых клей наиболее эффективен. Выбирайте клей, который соответствует типу плитки и основания. Если вы приклеите полимербетонную плитку на клей для керамики, прочность клеевого соединения будет в 2-5 раз меньше, чем при использовании клея для полимербетона. То же произойдет при использовании клея для полимербетона у керамических (керамогранитных или клинкерных) тротуарных плит.

Указанное на упаковке количество воды соответствует оптимальной пропорции, при которой готовый клей обладает достаточной пластичностью и прочностью. Если увеличить количество воды, то увеличится подвижность и снизится прочность и морозостойкость клея. Если снизить количество воды, возрастет прочность и морозостойкость клея, но снизится подвижность и адгезия к поверхностям.

Выбирая клей, учитывайте, что требования к нему при укладке тротуарной плитки гораздо выше, чем при укладке плитки внутри или снаружи помещения. Приобретайте морозостойкий клей для тротуарной плитки (для наружных работ), который соответствует по морозостойкости (не менее 100 циклов) и типу склеиваемых поверхностей. Не ищите самый дорогой клей, потому что цена не всегда соответствует качеству. Стоимость сухого клея от 250 рублей за мешок 25 кг, стоимость готового клея от 200 рублей за 9-ти килограммовую банку.

Выбрав клей, попросите показать сертификат соответствия на него. Этот документ выдает российское федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Сертификат доказывает, что клей соответствует российским и международным нормам и стандартам, поэтому указанные на упаковке характеристики клея соответствуют результатам испытаний.

Если вы приобретаете клей без сертификата соответствия, то делаете это на свой страх и риск. Реальные характеристики такого материала неизвестны, поэтому неизвестно, сколько прослужит плитка, уложенная с помощью этого клея.

Правильно выбранный клей для керамогранита, клинкерной (керамической) плитки или полимербетона обеспечит качественное крепление отмостки. Теперь вы знаете, параметры выбора клея, на что обращать внимание, а какими характеристиками можно пренебречь. Это поможет вам выбрать клей, который оптимально соответствует типу выбранной отмостки.

источник