Меню Рубрики

Можно ли ложить тротуарную плитку на раствор по песчаному основанию

Тротуарная плитка прочно занимает лидирующее место среди строительных изделий, используемых для устройства покрытий на городских улицах, площадях и индивидуальных участках. Неоспоримое доказательство такой популярности налицо в любом городе, посёлке и на частных подворьях. В данной статье рассмотрим, как положить тротуарную плитку на бетонное основание.

Чаще всего плиточное покрытие устраивается:

  • на тротуарах и площадях;
  • вокруг административных зданий, офисов, торговых, спортивных и развлекательных комплексов, вокзалов, аэропортов, учебных заведений и других местах с повышенной проходимостью людей;
  • в общественных парках, газонных и садовых дорожках на частных участках;
  • парковочных автомобильных частных площадках и стоянках для крупной техники;
  • при благоустройстве загородных территорий.

В зависимости от способов изготовления различаются следующие разновидности:

  • вибролитые;
  • вибропрессованные;
  • гиперпрессованные;
  • полимерпесчаные.

В состав тротуарных плиток обычно входит пескобетон с добавлением гранитной крошки, известняка, сланцев или резиновой крошки. Реже добавляется базальтовая крошка.

В местах со значительными нагрузками рекомендуется уложить брусчатку. Наибольшей популярностью пользуется тротуарная брусчатка с добавлением гранитной крошки. Промышленностью выпускаются следующие виды:

  • пилёная брусчатка, имеющая все грани ровными;
  • пилено-колотая с ровной нижней и верхней гранью;
  • колотая, с неровными гранями.

У первых двух видов ровная верхняя поверхность может подвергаться термической обработке, что делает её нескользящей.

Наиболее распространённая квадратная брусчатка со сторонами по 10-ть см при толщине от 3-х до 10-ти см.

В качестве основания под плиточное покрытие могут использоваться:

  • щебёночно- или гравийно-песчаная подушка;
  • бетон, для повышения прочности армированный стальными сетками или отдельными стержнями, композитной арматурой или виброволокном.

Плитка может укладываться на уже существующие бетонные стяжки или на вновь устроенные.

Хоть в первом случае выполнение работ значительно проще и быстрей, укладка плитки на бетон является необходимой для обеспечения получения стабильного и долговечного покрытия в следующих случаях:

  • наличие на участке производства работ грунтов с повышенной подверженностью усадкам (недавно отсыпанные насыпи, пылеватые пески, торф);
  • пучинистые глинистые грунты, характеризующиеся неравномерным вспучиванием на отдельных участках;
  • бетонное основание под тротуарную плитку устраивается при воздействии на покрытие значительных нагрузок, например, устройство парковки для автомобиля;
  • при облицовке на существующие прочные бетонные основания, когда их демонтаж нецелесообразен и отличается высокой трудоёмкостью (отмостка вокруг дома, существующие бетонные покрытия, полы в гаражах и хозяйственных постройках). Решение можно ли класть тротуарную плитку на бетон принимается после результатов тщательного обследования существующего старого бетонного покрытия. Укладка на старый бетон позволяет получение существенной экономии на строительных материалах, защитит существующее покрытие от дальнейшего разрушения и значительно улучшит его внешний вид.

Бетонная основа под укладку брусчатого покрытия обладает следующими достоинствами:

  • высокая прочность и устойчивость к приложению значительных нагрузок и механическим воздействиям;
  • долговечность;
  • монтаж плитки на бетонном основании сводит к минимуму риск проявления усадок;
  • простота выполнения, позволяющая укладку тротуарной плитки своими руками;
  • нет необходимости использования сложных дорогостоящих технических устройств;
  • устойчивость основания к химическим воздействиям, вымыванию водой, температурным перепадам;
  • на твёрдой бетонной основе процесс выравнивания плитки в единой плоскости выполняется гораздо легче с получением чёткой прямолинейной формы и идеально ровной поверхностью
  • отсутствие провалов, вызванных некачественной трамбовкой основания;
  • экологичность мощения плиткой.
  • технология укладки брусчатки на бетонное основание сложнее, чем на песчано-щебёночные подушки;
  • необходимость устройства надёжного водоотведения. Просочившись через швы в покрытии, вода останется между бетонной основой и плитками и при наступлении отрицательных температур может вспучить и даже расколоть брусчатку. Во избежание этого брусчатка укладывается с определёнными уклонами, в бетон закладываются точечные водоприёмки, устраиваются ливневые системы;
  • бетонное основание под брусчатку стоит дороже, чем простая подушка из щебня и песка;
  • при нарушении технологического процесса уже после окончания первой зимы может произойти раскрашивание бетонного основания.

При применении для мощения любых разновидностей изделий, они должны соответствовать следующим требованиям:

  • при укладке плитки на улице морозостойкость ≥ 200-т циклов;
  • прочность на сжатие ≥ 30-ти Мпа;
  • водопоглощение по весу ≤ 5-ти %;
  • истираемость в процессе годовой эксплуатации ≤ 0,7 г/см 2 ;
  • покупку изделий нужно выполнять из одной партии, так как в разных, даже у одного и того же производителя, плитка будет отличаться геометрическими размерами и цветовой насыщенностью;
  • экологичная чистота изделий, при использовании как для наружных работ, так внутренних с устройством брусчатого полового покрытия в складских и хозяйственных помещениях;
  • отсутствие пористости на поверхности;
  • чёткое соблюдение геометрических размеров с ровностью всех граней;
  • отсутствие внутренних и внешних трещин, а так же сколов;
  • естественность и равномерность окрашивания.

Различаются следующие способы мощения на жёсткую основу:

  1. Поверх бетонной основы насыпается сухая смесь 1 к 5-ти цемента с песком, толщина такого сухого раствора принимается до 5-ти см. Из-за сложности создания необходимых уклонов для отвода воды, уклон от 2-х до 5-ти градусов создаётся в процессе устройства бетонного основания. Чтобы влага не задерживалась под плиткой в бетонную стяжку вертикально закладываются отрезки полимерной или асбестовой трубы, по 1 шт. на каждый м 2 .
    После затвердения бетонной смеси, верх труб срезается на уровне верха бетона и отверстия заполняются щебнем мелких фракций. Укладывать брусчатку начинают непосредственно от бордюра, после укладки 4-х элементов выполняется проверка выдерживания заданного уровня с использованием строительного уровня. Обеспечение качества прилегания выполняется с помощью резинового молотка, лёгким постукиванием плитка утапливается в смесь из цемента с песком или, при необходимости, приподнимается с подсыпкой сухой смеси (гарцовки) или цементной подушки. При таком способе мощения значительно снижаются трудозатраты и экономятся затраты на материалы и работу. Укладка производится перед собой с передвижением по уже замощённой поверхности. Минус — необходимость тщательного уплотнения смеси, а затем и готовой облицовки.
    Трамбовка может осуществляться виброплитами, а при их отсутствии можно использовать отрезок толстой широкой доски. Способ наиболее ремонтнопригоден, так как позволяет лёгкую замену отдельных повреждённых плиток.
  2. На раствор, широко применяется при мощении больших площадей. Цементно-песчаный раствор наносится на основание слоем до 3-х см на участок досягаемости мастером и разравнивается при помощи зубчатого шпателя.
    Укладка брусчатки на бетон с использованием такой “мокрой” технологии осуществляется вначале целыми плитками с учётом нужного узора, с незамощённых участков кельмами убирается весь раствор, резанные плитки устанавливаются на свежий раствор после застывания основного под цельными плитками. Соблюдение необходимых уклонов и плоскостность покрытия проверяются при помощи уровня и правила.
    Плитка во всех способах укладывается с соблюдением равных зазоров (5-ть мм), получившиеся швы в обоих изложенных способах засыпаются гарцовкой или просто просеянным кварцевым песком и проливаются водой. Перемещение людей по уложенной поверхности допускается не ранее чем через сутки.
  3. Приклеить плитку бетону с использованием специального строительного клея. При таком способе создать необходимые уклоны возможно только на бетонном основании, так как клей намазывается очень тонким слоем (от 5-ти до 10 мм) на поверхность небольшой площади (≤ 1 м 2 ), так как время его застывания, указываемое на прилагаемой инструкции к применению, небольшое. По этой же причине клей для тротуарной плитки разводится в небольших количествах, чтобы избежать его застывания.
    Швы заполняются этим же клеем или можно использовать гарцовку, как в предыдущих случаях. Отвердевший специальный строительный клей обеспечивает прочное и надёжное соединение с бетоном, поэтому такой способ используется довольно часто, но заменить повреждённый элемент без его окончательного разлома не получится.

Состав и последовательность выполнения работ:

  1. Разбивка площадок и дорожек, на которых планируется мощение, с закреплением разметки деревянными или металлическими колышками. Границы между колышками просыпаются известкой или мелом.
  2. Снятие плодородного слоя грунта с устройством земляного корыта с учётом расположения железобетонных бордюров или поребриков. Глубина траншеи под бордюры зависит от их высоты, верх бордюрного ограждения, для обеспечения водоотвода с поверхности мощения, должен быть на 2 см ниже верха плитки и возвышаться над уровнем газона.
  3. Установка бордюров или поребриков. На забитые колышки на высоте поребриков натягивается прочный шнур с учётом соблюдения необходимых продольных уклонов. Для сборов воды, стекающей с плиточного покрытия, вплотную за бордюрами рекомендуется предусмотреть траншеи для укладки лотков ливневой системы. Железобетонные элементы устанавливаются в траншеи на уплотнённое песчаное основание с укладкой поверху него небольшого слоя тощего бетона или раствора. Фиксация элементов выполняется деревянными колышками и заливкой бетонной смеси.
  4. Устройство бетонного основания. Грунт в земляном корыте тщательно трамбуется и застилается геотекстилем, для предотвращения прорастания сорняков. Бетон укладывается на уплотнённую подушку из песка или щебня толщиной ≥ 10-ти см.

В некоторых случаях бордюры устанавливаются мастерами после бетонирования основания. Этот вариант, при самостоятельном выполнении работ, не рекомендуется к исполнению. Для защиты краёв площадок от осыпания грунта и создания бетонного основания с ровными краями монтируется опалубка из досок толщиной 40-к мм, которую придётся тщательно раскреплять. Если бордюры устанавливаются сразу, то они сами будут служить опалубкой. Плюсы такого варианта:

  • отсутствуют затраты на приобретение материалов для опалубки;
  • экономится время на её установку и последующую разборку;
  • заливка бетонной смеси будет осуществляться без просачивания в щели между досками;
  • дополнительная фиксация бордюров в требуемом положении.

Заливку бетона выполняют не ранее чем через сутки после фиксации бордюров. Перерыв можно использовать для устройства армирования (дорожки, на которые не будет заезжать автотранспорт и тяжёлая техника, можно не армировать). Толщина бетона принимается раной 15-ти см при отсутствии армирования и 20 см при наличии арматуры. При наличии подвижных пучинистых грунтов толщина может увеличиваться до 40 см.

Армирование выполняется сетками, связанными из стальной или композитной арматуры диаметром до 10-ти мм и ячейками от 15-ти до 20-ти см. Сетки располагаются вверху, на расстоянии около 5-х см от верха бетона, с укладкой на бетонные подкладки. Можно выполнить заливку в два этапа: уложить слой бетона около 10-ти см, тщательно выровнять, на свежий бетон уложить сетки и выполнить заливку бетонной смеси до требуемой отметки.

При заливке больших по площади площадок, через каждые 3 м необходимо устраивать температурные швы из досок, закладываемых на всю толщину бетона. На дорожках такие швы устраиваются через каждые 6-ть м. До начала затвердения бетонные доски удаляются, а получившиеся швы заполняются горячим битумом.

  1. Через какое время можно класть плитку? Бетон наберёт минимально необходимую прочность примерно через трое суток, поэтому раньше приступать к работам нельзя. Выбирается подходящий способ укладки, если проходимость по покрытию будет высокой или планируется заезд на него транспорта и тяжёлых технических средств, то предпочтительней заниматься мощением плиткой на цементные растворы или строительные клеи. При наличии на площади облицовки препятствий (люки канализации, цветочные клумбы, дренажные отверстия и т.д.), их обводка производится целыми плитками.
    Перед завершением работ выполняется окончательное оформление примыканий нужных конфигураций с подрезкой плиток при помощи болгарки с кругом по бетону или циркулярной пилой. По окончании укладки выполняется заполнении швов. Ходить по вымощенной поверхности, что бы ни повредить край плиток, нельзя примерно 3-е суток. При необходимости обязательные проходы можно осуществить настилкой по поверхности мощения листов фанеры.
  2. В заключение, по прошествии 3-х суток выполняется сметание строительных остатков и мусора, после чего вся поверхность промывается водой под напором из шланга.

Отмостки вокруг зданий обычно выполняются шириной до 1-го м. Вначале проводится обследование состояния отмостки после чего выполняются следующие операции:

  • бетон очищается от грязи, имеющиеся трещины в нём разделываются;
  • вся поверхность старого бетона заливается 2-х см слоем цементного раствора;
  • отмечаются границы будущего мощения с забивкой колышков;
  • намечается расположение бордюра по краю площадки, верх бордюра должен располагаться с учётом осуществления уклона в сторону от здания в 2 см на каждый пог. м. и ниже верха для брусчатки на 3-и см. Затем на цоколе отмечается отметка, равная сумме высоты плитки и толщины подготовки под неё, к которой закрепляется прочный шнур, второй конец привязывается к колышкам на планируемой высоте верха бордюра;
  • по устроенной разметке разрабатывается траншея под бордюры, затем между краем отмостки и бордюрами разрабатывается земляное корыто;
  • далее выполняются работы в порядке, изложенном выше при устройстве бетонного основания и мощении тротуарными плитками.

При выполнении работ собственными силами стоимость мощения уменьшается минимум в 2 раза. Дополнительно, как правильно положить тротуарные плитки, можно прочитать в технической литературе или проконсультироваться со специалистами, это поможет избежать порчи дорогостоящих материалов и обеспечит долговечность покрытия.

источник

Для обеспечения качественной укладки дорожного покрытия, прежде всего требуется подготовить основание под тротуарную плитку. Этот этап работ очень важен, и от правильного его выполнения зависит долговечность и общий внешний вид будущего покрытия.

Различают три вида основ для последующей укладки тротуарного покрытия:

  1. песчаная, для фиксации покрытия на утрамбованной подушке без дополнительных материалов;
  2. песчано-цементная, получаемая путем приготовления смеси из сухого песка и цемента с целью её дальнейшей укладки в качестве верхнего слоя;
  3. бетонная, для укладки плитки на клеящие растворы по подготовленной твердой поверхности.

Варианты оснований: песчаное, песчано-цементное и бетонное.

Подготовка основания для укладки тротуарной плитки требует соблюдения определенных требований, невыполнение которых может привести к некачественному результату, а в дальнейшем — к возможному нарушению целостности покрытия. К таким требованиям относят:

  • засыпка дренажного слоя для отвода скапливающейся воды и предотвращения подмыва плиточного покрытия;
  • устройство гидроизоляции в виде специальной подложки для предотвращения поступления влаги снизу;
  • обеспечение водостока благодаря наклонной поверхности и наличию специальных отводных канавок;
  • выравнивание поверхности для обеспечения точной подгонки всех элементов брусчатки;
  • углубление в грунт для обеспечения необходимого уровня поверхности тротуарного покрытия;
  • взаимная устойчивость отдельных слоев и отсутствие деформаций.

Зачастую люди задаются вопросом «Возможно ли укладывать тротуарную плитку на старое покрытие?». Возможность таких работ зависит от двух факторов: состояния самого покрытия и его основы. В том случае, когда асфальт, бетон или плиточный слой имеют ровную поверхность, не проседают и не подмыты водой, то новое покрытие вполне можно укладывать, не удаляя старого.

В противном случае придется полностью разобрать то, что было, и выполнить все работы с нуля. Кроме этого необходимо учесть, что при укладке плитки по старому покрытию, уровень дорожки поднимется и вам придется дополнительно заниматься выравниванием уровней с прилегающей территорией.

Подготовка основания под тротуарную плитку начинается со снятия грунта, так, чтобы итоговое расположение верхнего уровня поверхности площадки или дорожки было вровень с верхней кромкой прилегающей земли. Кроме того, зачастую, верхний слой грунта оказывается довольно рыхлым и не способным выдержать те весовые нагрузки, которые будут приходиться на него из-за веса уложенных материалов.

Глубина снимаемого слоя грунта должна быть такой, чтобы поверхность готового основания была на 2-4 см ниже прилегающей территории. Обычно земля выбирается на глубину 20 см, но если площадка будет предназначена для парковки или проезда автомобиля, то глубину нужно увеличить на 8-10 см.

После выемки грунта дно траншеи нужно хорошо утрамбовать. В том случае, когда сверху находится плодородный слой, весь грунт рекомендуется вынести на клумбы и грядки, а не расстилать рядом с будущей дорожкой.

После окончания земляных работ, на дно траншеи засыпается слой песка толщиной 5 см. Песок нужно хорошо утрамбовать, проливая водой из шланга, и выровнять. Следующий засыпаемый слой – из гравия, желательно средней фракции.

При засыпке гравия другой фракции возможны трудности: крупная не даст плотной укладки и через время станет возможной просадка основания. Мелкая же фракция, наоборот, ослабит дренажные свойства слоя из-за слишком плотного расположения частиц.

Читайте также:  Если ягода для торта замороженная

Для выравнивания поверхности слоя из щебня его засыпают песком, который проливается водой и трамбуется. Общая толщина дренажной подушки обычно составляет две трети от общей толщины основания и равна 14-15 см.

Выравнивание песка по штукатурному правилу.

После устройства дренажного слоя, на его поверхность нужно расстелить гидроизоляцию, которая не допустит поступление влаги к верхнему несущему слою. Лучшим материалом для этого является новый современный материал — геотекстиль.

Он не гниет, не разлагается со временем, обладает хорошей прочностью и обеспечивает надежную защиту от воды. Если вы не смогли купить геотекстиль, то слой гидроизоляции допускается укладывать из полиэтиленовой пленки, сложенной вдвое.

Слой гидроизоляции должен иметь небольшой уклон для более эффективного отвода влаги. Это следует предусмотреть еще на этапе устройства дренажной подушки.

Как уже говорилось выше, для обустройства дорожек и площадок применяют три типа основания под плитку. Выбор зависит от толщины и вида плитки. Песчаную основу применяют при большой толщине плитки, которую еще называют брусчаткой.

Песчано-цементное основание подготавливают для тротуарной плитки средней толщины. В свою очередь, бетонная основа хорошо годится под тонкую тротуарную плитку, которую наклеивают на неё при помощи клеевых растворов.

После того, как будут окончены работы по засыпке дренажного слоя и устройству гидроизоляции, можно приступать к засыпке финального песчаного слоя. В качестве материала здесь лучше всего использовать просеянный речной песок.

Для обеспечения хорошей устойчивости брусчатки, толщина несущего слоя должна быть не менее 7 см. Следует учитывать, что при укладке плитка будет частично погружаться в песок, и насыпать слой, который обеспечит превышение верхнего уровня дорожки или площадки над уровнем земли на 2-3 см.

Засыпку песка нужно производить в три слоя по 2-3 см. Каждый подготовленный слой, после засыпки, поливается водой и трамбуется.

Для качественного трамбования лучше использовать строительную вибромашину, но если ее нет, следует выполнить эту работу вручную, более активно проливая песок водой.

Верхний слой песка необходимо тщательно выровнять, используя штукатурное правило. Приступать к укладке брусчатки можно будет только после получения идеально ровной поверхности.

Устройство такого основания под тротуарную плитку выполняется так же, как и песчаная подушка, но в качестве верхнего слоя нужно использовать сухую песчано-цементную смесь. Для приготовления смеси берут одну часть цемента и три части песка по объему. Этот слой также трамбуется, как и предыдущие слои.

Укладку этого слоя нужно производить в сухую погоду, непосредственно перед укладкой плитки. Чаще всего, засыпают и трамбуют нижние слои, а третий, песчано-цементный, засыпают небольшими участками непосредственно перед укладкой тротуарной плитки.

Бетон, в качестве основы, применяется для укладки тонкой тротуарной плитки на клеевой цементный раствор. Эта подготовительная работа выполняется после того, как как вы смогли подготовить слой гидроизоляции, и состоит из четырех этапов:

  • установка опалубки;
  • армирование;
  • установка маяков;
  • заливка бетона.

Устройство опалубки необходимо для того, чтобы предотвратить растекание бетона при заливке, если его верхний уровень превышает уровень земли.

Установка опалубки позволяет оставить зазоры для последующей установки бордюрного камня и обеспечивает ровный край бетонного слоя.

В качестве материала для опалубки используют любой плоский материал имеющий хотя бы одну гладкую сторону. Это могут быть доски, ДСП, листовой пластик и т.п. Закрепление листов производится с помощью забитых в землю кольев или установки распорок.

Лучшим материалом для армирования бетона является готовая сварная сетка из проволоки диаметром 6 мм и размером ячейки 100х100 мм.

Все металлические детали нужно будет связать между собой вязальной проволокой. Сетка укладывается на дно траншеи. Еще лучше будет, если вы ее немного приподнимите, подложив снизу камни или куски кирпича.

После установки армирующих материалов, нужно выставить маяки. Это продольные металлические рейки, верхний уровень которых укажет вам, на какой высоте будет расположена основа под укладываемую тротуарную плитку. В качестве маяков очень удобно применять стальной оцинкованный профиль для установки гипсокартона.

Маяки закрепляются в горках из цементного кладочного раствора на требуемой высоте, параллельно друг другу. Использовать для закрепления маяков гипсовые растворы нельзя.

Перед заливкой бетона поперек дорожек и площадок необходимо установить вставки из листового материала толщиной 3-4 мм. После схватывания бетона их вынимают и в монолите остаются технологические швы для компенсации возможных тепловых расширений.

Аккуратная заливка бетона на армированную сетку.

Бетон для заливки основания под укладку тротуарной плитки можно заказать уже готовый, с доставкой на место производства работ. Делать это целесообразно в том случае, если количество заливаемого бетона превышает 3 кубометра. При меньшем количестве приготовить бетон можно самостоятельно. Для этого потребуется наличие цемента, песка, щебня и миксера-бетономешалки.

Соотношение составляющих компонентов бетонной смеси напрямую зависит от марки цемента. Если вы приобрели цемент М400, то на каждую его объемную часть необходимо добавить 4,2 части щебня и 2,5 части песка, а для цемента М500 требуется 4,9 части щебня и 3,2 части песка. В итоге вы получаете бетон марки М200, прочность которого вполне обеспечит долговечность вашей дорожки или площадки.

Сперва в миксер загружают все компоненты в сухом виде, перемешивают их, и только потом постепенно добавляют воду до получения необходимой густоты смеси. Заливка производится таким образом, чтобы в бетонной массе не оставалось пустот. Выравнивание поверхности выполняют штукатурным правилом или прочной деревянной рейкой, путем протягивания ее вдоль установленных маяков.

Независимо от того, какой вид основания для тротуарной плитки вы делаете, необходимо точно соблюдать технологический процесс при выполнении работ, описанный выше. От качественного устройства основы дорожки и площадки зависит качество укладки тротуарной плитки и долговечность покрытия.

Качественная подготовка поверхности к укладке тротуарной плитки своими руками вполне возможна, но эта работа требует приложения больших физических сил и четкого выполнения инструкций.

источник

Для обустройства территории возле дома часто используется тротуарная плитка. Это покрытие имеет ряд преимуществ, ведь оно не только функционально, но и имеет эстетический вид. Стоимость плитки не слишком высока, а технология укладки достаточно проста. Оформить с ее помощью дорожку, крыльцо дома или целый двор можно своими руками без применения специального инструмента, главное, знать, как правильно класть.

Любой желающий, который готов подойти к делу максимально ответственно и внимательно, сможет уложить тротуарную плитку ровно. Но для того чтобы полученное покрытие не начало проседать и отдельные куски не стали вываливаться, то очень важно провести правильную подготовку поверхности, на которой будет произведено строительство. Плитка может укладываться на:

Данный способ предусматривает, что в качестве подушки для брусчатки будет служить наливной бетон. Такой метод выбирают, когда на намощенную дорожку будет действовать сильное давление. К примеру, если на ней будет стоянка грузовой техники. Любая другая поверхность в качестве основы просто не сможет выдержать давление и начнет проседать, что приведет к образованию ям.

Часто укладка таким способом происходит не только по причине необходимости получения сверхпрочного покрытия, но и когда бетон уже залит на территории для строительства и снимать его нет желания.

Если принято решения мостить на бетон, который еще не залит, то нужно позаботиться об обеспечении слива осадков. Когда дождь или талый снег собирается на уложенной плиткой поверхности, то начинает просачиваться между стыками. Когда под низом обычный песок или грунт, вода легко уходит вниз. В случаи с бетоном, так не получится и осадки так и останутся во всех щелях покрытия, а когда ударит мороз, то лед просто выдавит плитку или даже разрушит ее. Чтобы этого не случилось, нужно обеспечить сливные отверстия на поверхности бетона. Делаются они в количестве одного на кв.м. Перед заливкой раствора нужно установить вертикальные трубки, которые по высоте будут выше уровня бетона. Когда цементный раствор полностью застынет, их можно вытащить.

В случае когда бетонная поверхность уже готова, то можно пробить эти сливы перфоратором или вручную. После подготовки жесткой основы, следует уложить слой просеянного песка и цемента, высотой около 10 см. Непосредственно на него и будет происходить укладка тротуарной плитки.

Сухая песчано-цементная смесь мешается в соотношении 6:1. При ее размещении на жесткое бетонное основание, отпадает необходимость использования виброплиты. Конечно, утрамбовать смесь необходимо, и для этого будет вполне достаточно обычного деревянного бревна с ручками.

Благоустройство дорожек методом укладки брусчатки на подушку из песка или отсева является самым популярным способом. Его преимущество заключается в том, что такая поверхность легко пропускает воду, а значит и не подвержена разрушению при ее замерзании. Песок и отсев очень сыпучие материалы, и для того чтобы брусчатка после монтажа оставалась на месте, их нужно предварительно хорошо утрамбовать.

Для этого очень удобно использовать виброплиту, что будет залогом качественного выполнения работы. Метод ручной утрамбовки подойдет для строительства аллей и дорожек, которые будут использоваться как пешеходные. Если же на монтируемом покрытии будет парковаться автомобиль, то нужно очень сильно постараться, чтобы подготовить ему надежную подложку без использования специальной техники.

Первоначально снимается верхний слой грунта на 20 см, а полученное углубление трамбуется. Если плитка высокая, то нужно снимать больше земли, поскольку полученная алею будет сильно возвышаться Далее насыпается слой песка в 5 см и тоже плотно укатывается. По периметру роются траншеи, в которые вставляется бордюр и фиксируется бетонным раствором. Участок под укладку застилается геотекстилем.

На следующем этапе насыпается слой щебня высотой 10-20 см. Для удобства работы его можно поливать водой, что облегчит следующий процесс трамбовки. Дальше насыпается пласт мокрого песка крупной фракции, на который и мостится брусчатка. Перед этим его необходимо выровнять при помощи линейки. Выложенная по узору плитка не закреплена между собой, и для этого на нее насыпается сухая цементно-песчаная смесь и с помощью щетки втирается в щели.

Для уплотнения плитки можно использовать только резиновый молоток, поскольку она может расколоться.

Данный метод применяется только при создании декоративных дрожек на садовом участке, которые практически не будут подвергаться нагрузкам. Категорически не рекомендуется мостить плитку просто на землю, если полученное покрытие будет активно использоваться. Результат от проделанной работы вскоре может превратиться в обычную кучу брусчатки.

Для работы выбирается плитка большой площади, обычно отдается предпочтение той, которая имитирует камни. Она выкладывается по периметру будущей дорожки. Расстояние между плитками должно равняться примерно одному шагу. На поверхности земли наносятся очертания каждой плитки, после чего они убираются и по обведенному контуру выкапываются ямки.

Лишняя земля убирается, а на ее место укладывается плитка. Чтобы она хорошо трамбовалась в подготовленное место, на нее ложиться деревянный брусок и производятся удары тяжелым молотком. В результате получается дорожка, в которой на расстояние в один шаг расположена брусчатка. По ней можно ходить в сырую погоду не рискую влезть в грязь.

На открытых участках дорожки будет прорастать трава, для того чтобы ее было удобней косить, нужно брусчатку вдавить в грунт немного больше. В результате даже газонокосилка никогда не сможет сломать свои ножи об твердую поверхность, поскольку не будет с ней контактировать.

Крепление плитки между собой с помощью сухих цементных смесей, является не единственным методом. Можно использовать жидкие растворы, которые полностью исключат необходимость периодических утрамбовок каждого нового слоя. Таким способом можно обеспечить надежную фиксацию каждой плитки, но если при монтаже допустить ошибку, то после застывания раствора ее исправление будет очень трудным.

При использовании растворов, влага не сможет уходить сквозь дорожку, поэтому важно соблюдать правильную геометрию чтобы избежать образование луж. Лучше всего если поверхность тротуара или аллеи будет иметь выпуклую форму с возвышением по центру. Тогда влага будет легко сбегать за пределы дорожки.

В качестве основы для монтажа на раствор можно использовать бетонное покрытие или щебень. Подготовка подложки из щебня заключается в снятие верхнего пласта грунта на 15-20 см. После чего площадка трамбуется, не нее укладывается геотекстиль. Устанавливаются бордюры по периметру и бетонируются. Сверху засыпается щебень слоем 10-25 см.

Раствор готовится на основе цемента М150 и песка в расчете 1:3. Смесь лопаткой укладывается на подушку слоем 2-3 см, а сверху ложиться плитка. Работы выполняются строго по уровню с придельной внимательностью. Еще проще, когда брусчатка ложиться на асфальт или бетон, особенно когда поверхность ровная. Тогда брусчатка просто клеится к ним с помощью предложенного раствора, или плиточного клея.

Чтобы полученный бетон лучше схватывался и равномерно просыхал, то поверхность подушки нужно обильно смочить.

Данный метод фиксации на раствор подойдет для обустройства крыльца или беседки. Это связано с тем, что возле фундамента строений нежелательно чрезмерное использование трамбовочного оборудования, поскольку это может вызвать появление трещин. К тому же, дождевые осадки, которые стекают из крыши дома, при данном методе укладки не смогут проникнуть под землю и вызвать намокание фундамента снизу.

Если работы ведутся в беседки или на крыльце, то можно использовать тонкую плитку 2-4 см. Это связано с тем, что она не будет подвержена слишком большому давлению и этой толщины вполне достаточно.

Гранитная брусчатка имеет разную форму, поэтому с ней не так легко работать как с плиткой сделанной из цемента. Для укладки готовится песчаная или отсевная подложка, описанная ранее. Но сверху щебня засыпается не мокрый песок, а цементно-песчаная смесь в расчете 1:3. Используется цемент марки М500, который обладает более сильными скрепляющими свойствами, чем М150 и лучше сможет закрепить неровную поверхность брусчатки.

Брусчатка должна надежно закрепляться по краям, поэтому очень важно бордюр фиксировать на цементный раствор.

После ее укладки швы засыпаются той же песчано-цементной смесью. При монтаже трудно работать с помощью обычного водяного уровня, так как брусчатка не всегда имеет идеальную геометрию как искусственная плитка. Чтобы облегчить процесс выравнивания нужно пользоваться натянутым шнуром.

Наклон для стока осадков должен быть не менее 5%, и шнур нужно натягивать с учетом этого требования.

При мощении плитки на сухие смеси погода должна быть без осадков и повышенной влажности. Нужно примерно рассчитывать срок, который понадобиться для проведения работ, и скорректировать свои планы с прогнозом погоды. Если песчано-цементная смесь намокнет, еще до полной укладки и окончательной трамбовки плитки, то это не только нарушит технологию, но и испортит заключительный этап мощения.

Мощение плитки следует проводить в сухую и теплую погоду.

Нельзя работать при минусовой температуре, поскольку в таких условиях материалы имеют другие свойства при утрамбовке. Если в них присутствует влага, они уплотнятся под действием виброплиты, а с приходом тепла размякнут и покрытие начнет уходить вглубь.

Если для фиксации плитки использовать жидкие растворы, а основой будет бетонная стяжка, то погодные условия особенной роли не играют. Конечно, работа в мороз недопустима, но невысокая влажность в воздухе не навредит.

В данном видео вам расскажут, как происходит укладка тротуарной плитки своими руками.

Предложенные методы и способы укладки тротуарной плитки имеют свои преимущества и недостатки для определенных условий. Стоимость выполнения работ зависят от выбора толщины брусчатки и типа грунта на строительном участке. В местностях с плотным черноземом, можно отказаться от геотекстиля, что снизит смету. Если плитка ложится исключительно для пешеходов, то нужна подушка из щебня всего в 7-10 см.

Читайте также:  Как посадить хосты около яблони

Оценить затраты на укладку тротуара до исследования строительной площадки невозможно. Но если выполнять все работы самостоятельно, без привлечения профессионалов, то можно сэкономить по крайней мере на стоимости оплаты их труда.

Раствор для гидропоники: зелень своими руками для выращивания в домашних условиях

Теплицы из поликарбоната: как выбрать

Проект навеса для автомобиля из металла и дерева своими руками

Какой септик выбрать для частного дома, отзывы — какой лучше для дачи

источник

Технология укладки тротуарной плитки своими руками на сухую смесь, на бетонное основание, на песок с цементом, на раствор, на отсев, под автомобиль

Одной из самых популярных разновидностей покрытий для садовых дорожек является бетонная тротуарная плитка. Достоинств у этого материала масса, а недостатков практически нет. Тротуарная плитка смотрится красиво, служит долго и стоит недорого. Еще одним ее безусловным преимуществом является простота в укладке. При желании сделать дорожки привлекательными и удобными для передвижения с ее использованием можно и самостоятельно. Технология укладки тротуарной плитки своими руками включает в себя несколько несложных этапов. О том, каких именно, читайте ниже.

Прежде чем приступать к обустройству дорожек, конечно же, нужно составить хотя бы простенький проект. Для этого на листке бумаги чертится план участка. Далее на нем схематично «прокладываются» дорожки. Удобство их расположения обязательно нужно проверить на местности. Прочертив по земле линии будущих дорожек, следует по ним пройтись. Если никакого дискомфорта при этом не возникнет, значит, план составлен удачно. В противном случае в проект вносятся соответствующие изменения.

На следующем этапе нужно определиться с видом самой тротуарной плитки. Этот материал может иметь разные цвета, фактуру, текстуру, размеры и толщину. В отношении дизайна выбор зависит, конечно же, в первую очередь от личных предпочтений самих хозяев дома. Единственное – материал должен идеально вписываться в дизайн участка. Неплохо, если цвет дорожек будет совпадать с цветом плитки крылечка, дверей дома, рам окон и т. д.

Толщина тротуарной плитки выбирается в зависимости от степени нагрузки на будущую дорожку. Чаще всего полотно из этого материала используется просто для передвижения людей. В этом случае достаточной толщиной плитки будет 40-50 мм. Если же в последующем по дорожке предполагается ездить на автомобиле, выбирают материал высотой не менее 60 мм.

Для обустройства дорожек со множеством плавных изгибов лучше выбирать маленькую плитку. Таким образом можно будет избежать большого количества отходов. Для прямых дорожек подойдет материал абсолютно любого размера. Технология укладки тротуарной плитки своими руками в этом случае предельно проста, так как раскраивать бетонные декоративные элементы, скорее всего, не понадобится.

Существует несколько методик отделки и укрепления дорожек тротуарной плиткой:

  • на сухую смесь;
  • на отсев;
  • на щебень и песок;
  • на бетонное основание.

При обустройстве дорожек на частных загородных участках могут использоваться все эти способы. Первые три обычно применяются при укладке тротуаров, предназначенных для передвижения людей. Бетонное основание используют в том случае, если по плитке будет осуществляться проезд на автомобиле либо необходимо обустроить место его стоянки. Это самая надежная технология укладки тротуарной плитки. Своими руками, однако, такие дорожки сделать несколько сложнее, да и обойдется полотно этого типа дороже.

При любом способе укладки плитки предварительно выполняется разметка будущей дорожки. По ее краям вбиваются колышки и натягивается шнур. Далее выкапывается «корыто» под основу и плитку. Если на дорожку будет оказываться не слишком большая нагрузка, глубоким его делать не обязательно. На участке со стабильным грунтом достаточно будет 15-25 см (10-20 см на основу-подушку и 5 – на плитку). Если же хозяева планируют ездить по полотну на автомобиле, «корыто» следует заглубить на 26-36 см (20-30 см на подушку и 6 см – на материал).

Дно выкопанной ямы обязательно должно иметь уклон хотя бы в 5 мм на 1 погонный метр. В этом случае на дорожке не будут образовываться лужи в дождливую погоду. Конечно же, уклон нужно делать таким образом, чтобы вода стекала не к зданию или хозпостройкам, а в дренажную систему либо в газон. Дно выкопанной ямы тщательно утрамбовывают и приступают к обустройству выбранного типа основания.

Это самая несложная технология укладки тротуарной плитки своими руками (фото такого основания можно видеть ниже). «Подушку» в этом случае делают следующим образом:

  • На выровненное дно ямы насыпается слой щебня (около 10-15 см) и тщательно утрамбовывается.
  • Сверху укладывается водопроницаемый геотекстиль. Его использование позволяет избежать смешивания материалов.
  • На дорнит насыпается слой песка в 5-10 см, проливается водой из шланга с насадкой-распылителем и тщательно утрамбовывается с помощью специальных инструментов.

Далее производится укладка бордюра и плитки. В том случае, если дорожка будет использоваться не слишком часто (к примеру, ведущая к беседке), щебень из основания можно исключить. На дно «корыта» просто насыпают слой песка толщиной в 15 мм и тщательно его трамбуют.

Этот сыпучий материал представляет собой, по сути, мелкий природный гравий. Получается он после отсева песка на предприятиях, занимающихся производством строительных материалов. От обычного гравия он отличается тем, что состоит из фракций разного размера.

Технология укладки тротуарной плитки на отсев ничем не отличается от монтажа элементов на песок. На дно «корыта» насыпается слой не менее 15 см и производится трамбовка. Далее монтируются сами декоративные элементы.

Этот способ также используется при обустройстве дорожек на загородном участке достаточно часто. Основание в этом случае получается более надежным, чем при применении обычных песка и щебня. По этой технологии можно, к примеру, обустроить широкую дорожку, ведущую от калитки ко входу в дом либо к гаражу.

Для засыпки основания при применении этого способа используется сухая смесь песка и цемента в пропорции 4 к 1. Предварительно на дно «корыта» насыпается речной крупный песок. Его нужно тщательно укатать. Затем поверх него настилается металлическая сетка с размером ячейки 50 х 50 см. Далее насыпается приготовленная смесь цемента и песка. На нее укладывается плитка и просыпается песком, который затем сметается с поверхности. В швах он при этом остается. На следующем этапе дорожка увлажняется водой из шланга. Использовать ее для передвижения можно только через пару недель. Иначе на полотне могут появиться вмятины.

Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание, как уже упоминалось, отличается некоторой сложностью. Но при этом подобный способ считается и самым надежным. Используется эта методика в том случае, если по полотну в последующем будет производиться проезд на машине. Подойдет она и для отделки места стоянки автомобиля.

Итак, как же производится укладка тротуарной плитки своими руками на раствор? Делается это следующим образом:

  • Цементный раствор для основания готовят в пропорции 1:4 или 1:3, в зависимости от устойчивости грунта.
  • На дно «корыта» предварительно насыпают щебенку толщиной примерно в 3 см.
  • Далее производят заливку раствором. Толщина стяжки должна составлять примерно 5-10 см.

После того как основание будет готово, приступают к установке бордюрчиков. Они необходимы для того, чтобы придать дорожке законченный внешний вид и избежать сползания полотна. По краям «корыта» на песок или сухую смесь заливают небольшую бетонную подставку. Затем укладывают собственно сам бордюрный камень.

На следующем этапе можно приступать к монтажу декоративных элементов полотна. Конечно же, при проведении этой работы должна в точности соблюдаться технология укладки тротуарной плитки. Своими руками эту процедуру выполняют с использованием разметки. Первый ряд плитки выкладывают по шнурам, протянутым вдоль будущего полотна и поперек него. Далее ровность установки элементов проверяют через каждые три ряда. Укладку производят «от себя», чтобы не повредить приготовленное основание.

На песок и сухую смесь декоративные элементы устанавливают без скрепляющих составов. Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание несколько другая. К основанию ее обычно приклеивают. На бетон наносят скрепляющий состав зубчатым шпателем. Затем к поверхности плотно прижимают элемент полотна. Раскрой производят с использованием болгарки. Плитку предварительно надрезают, а затем раскалывают. Укладку следует производить как можно плотнее. В любом случае шататься под руками плитка не должна.

Чаще всего при обустройстве дорожек в частном доме используют диагональный метод укладки. Такая технология позволяет свести количество отходов к минимуму.

Какая бы ни использовалась для обустройства полотна технология укладки тротуарной плитки (на песок с цементом, на раствор или на отсев), на заключительном этапе обязательно выполняют такую операцию, как заделка швов. Обработка их может производиться по-разному. Обычно для этой цели используют песок или цементно-песчаную смесь. Выбранный материал насыпают небольшим слоем на полотно, а затем сметают. При использовании цементной смеси очистку нужно произвести как можно тщательнее. Иначе после первого же дождя получившийся тонкий слой раствора схватится и испортит внешний вид дорожки. Песок для заделки швов лучше всего брать белый. В этом случае полотно будет смотреться эффектнее. Иногда для обработки швов используются специальные составы на клеевой или цементной основе. Но стоят они достаточно дорого.

Плиточное полотно, конечно же, придется время от времени подметать. Цветные дорожки еще и время от времени моют из шланга. При сильном загрязнении полотно сначала проходят щеткой, смачивая ее раствором моющего вещества. Если на дорожке зимой образуется лед, соль для его удаления использовать нельзя. Бетон она разъедает просто моментально. Весной на полотне появится множество выщерблин, а в последующем плитка и вообще начнет отходить кусками. Лед можно попробовать аккуратно удалить скребочком. А лучше использовать для очистки специальные составы.

Отделка плиткой садовой дорожки – процедура относительно несложная. Однако работу эту нужно проводить правильно. Если технология укладки тротуарной плитки под автомобиль или для передвижения людей будет соблюдена в точности, полотно прослужит верой и правдой долгие годы. В противном же случае через некоторое время на дорожке появятся вмятины, а сами декоративные элементы начнут раскалываться и сдвигаться из-за проседания основания.

источник

Сегодня тротуары, а также дорожки в саду и возле дома можно оформить оригинально и стильно. Традиционное асфальтовое покрытие перестало быть фаворитом, уступив место разнообразной тротуарной плитке. Которую можно приобрести (богатство ассортимента в строймаркетах радует) или изготовить собственными руками. Укладка этого материала также вполне подвластна домашним мастерам.

Главное – соблюдать технологию и с раствором не ошибиться. Итак, давайте узнаем, как правильно приготовить раствор для тротуарной плитки, в чем секрет его изготовления и какие пропорции применимы.

Существует два основных способа уложить плитку для дорожки или тротуара.

  • Первый – «сухой» (с использованием гарцовки, состоящей из смеси песка и цемента без добавления воды). В зависимости от марки цемента, на одну его часть берут пять либо шесть частей песка. Еще иногда кладут брусчатку на песчаной подушке, не используя цемент вообще.
  • «Мокрый» способ (более дорогой, но и более надежный) предполагает изготовление раствора, состоящего из цемента и песка в определенных пропорциях, а также различных добавок. В этом случае в смесь доливается вода. Далее будем говорить именно о таком способе укладки.

Следующее видео рассказывает о том, как правильно сделать раствор для тротуарной плитки, чтобы бетон не потрескался:

Перед работой с раствором подготавливают твердое основание (например, бетонное толщиной порядка 13 сантиметров, которое схватывается за три дня). Для этого снимают часть грунта, засыпают слой щебня, слой песка (около двух сантиметров) и заливают бетоном.

К слову, можно класть тротуарную плитку и на раствор, изготовленный из готовой сухой смеси, куда добавляется необходимое количество воды. Что значительно ускоряет рабочий процесс. На рынке присутствуют составы для различных почв, а также для бетонных оснований. Наиболее популярные сухие смеси:

  • «RodStone – Основа» — годится для бетонных поверхностей и уплотненной щебенки или гравия. Состав – песок (кварцевый), цемент, добавки.
  • Сухая универсальная смесь «М-150» сделана на основе цемента, извести и песка.
  • Водонепроницаемая и морозоустойчивая смесь «Quick-mix PFN» немецкого качества применяется там, где большие нагрузки.

Пропорции состава и правильный рецепт изготовления раствора для укладки обычной и цветной тротуарной плитки своими руками рассмотрены ниже.

Основными компонентами раствора (или гарцовки) являются цемент и песок.

  • Последний должен быть чистым, не иметь включений в виде камешков, ракушек, других добавок.
  • Цемент используется высокой марки (М400 или М500), желательно без минеральных добавок. Они дают хорошую скорость схватывания и солидный запас прочности.
  • Вода используется пресная.
  • Дополнительными ингредиентами могут служить пластификаторы (улучшающие адгезионные свойства и пластичность смеси).
  • А добавление красителя, соответствующего оттенку брусчатки, позволяет придать дорожке эстетичный вид.
  • Для повышения стойкости к морозу могут включаться диспергаторы.

Вот наиболее распространенный рецепт, использующийся при изготовлении кладочного раствора:

  • Цемент М500 – одна часть (например, одно ведро).
  • Песок (просеянный, сухой, чистый) – три части (соответственно, три ведра).
  • Вода – до приобретения смесью консистенции густой сметаны.
  • Красящий пигмент (при необходимости) – полтора килограмма на каждые пятьдесят литров воды.
  • Клей ПВА (для увеличения крепости укладки) – небольшое количество. Может заменяться гашеной известью либо каким-нибудь жидким моющим средством.

Более подробно о том, какой раствор нужен для укладки тротуарной плитки, поведает видео ниже:

Так как приобретение готовых растворных смесей обходится дороже, чем самодельный раствор, многие предпочитают делать кладочную смесь самостоятельно. К тому же это не так сложно. Главное – запастись дрелью с насадкой «миксер», чтобы равномерно перемешать все компоненты.

Если же у вас имеются бетономешалка и вибростол (позволяющий удалить из раствора пузырьки воздуха), то это вообще идеально. Нет – можно в крайнем случае даже лопатой обойтись (только сильно постараться при перемешивании).

  1. Итак, сначала нужно взять необходимое количество цемента и развести его частью воды.
  2. Перемешиваем с помощью дрели, затем кладем песок, вновь мешаем, добавляем постепенно воду, а также специальные добавки (разведенный в воде краситель, пластификатор).
  3. Готовый раствор мастерком наносят на бетонное основание. Слой смеси должен составлять два-три сантиметра, в него вдавливают плитку согласно рисунку.
  4. Если получилось криво, то можно исправить положение, постучав в нужном месте резиновым молотком-киянкой.
  5. Затем, после высыхания основного раствора, эти швы требуется заполнить. Для чего можно использовать, например, песок. Или специальную готовую сухую смесь – затирку для швов.

Чтобы садовая дорожка или площадка возле дома радовали глаз много лет (пять как минимум), а плитка не крошилась, не зарастала травой и не требовала слишком быстрой замены, нужно внимательно относиться к изготовлению раствора. То, что сама брусчатка должна быть качественной, прочной, соответствующей стандартам, понятно и так.

Итак, рассмотрим, какие же ошибки возможно допустить по неопытности, делая первый раз кладочный раствор:

  • Пытаясь сэкономить, некоторые мастера берут низкокачественный цемент не тех марок, которые пригодны для этой цели. Результат: долгое застывание, малая прочность, низкая устойчивость к морозам. Берите только цемент М400 и М500. Он обязан быть свежим и сухим.
  • Использовать грязный непросеянный песок нельзя. Количество посторонних включений в нем не должно превышать трех процентов. Песчинки должны быть не слишком крупными.
  • Не следует долго перемешивать растворную смесь. Двух-трех минут (особенно в бетономешалке) вполне достаточно. Если используется вибростол, то обработка на нем составляет около одной минуты, не более.
  • Нельзя «спустя рукава» относиться к подготовке основания – для раствора оно должно быть достаточно плотным. Иначе плитка может просесть. Непосредственно на грунт можно укладывать брусчатку лишь «сухим» способом». Для кладки на растворе предпочтительна бетонная основа.
  • Не рекомендуется заполнять швы между плитками стандартной песчано-цементной смесью. Пройдет дождик, она схватится коркой, а на поверхности швов проступят белесые некрасивые разводы. Именно поэтому профессионалы рекомендуют брать для этой цели чистый песок.
  • Необходимо подождать дня три, пока раствор не окрепнет. Всё это время не надо ходить по свежеуложенной плитке. Тем более недопустимо ехать по ней на автомобиле.
Читайте также:  В каком возрасте гучят можно подсаживать к курам

О том, как приготовить раствор для тротуарной плитки в виде брусчатки, расскажет это видео:

источник

Укладка тротуарной плитки на бетонное основание выполняется на площадках с большими нагрузками, на дорожное покрытие.

Рекомендовано мощение блоками на тротуарах в черте города, автопарковках, площадках рядом с торговыми комплексами, подъездных путях к жилым домам. Укладка выполняется на клеевую основу, раствор цемента либо сухие строительные смеси.

Монтаж плит на бетон необходим для создания долговечного и износостойкого покрытия в следующих случаях:

  • площадка строится на грунте с высокой степенью усадки (пески, торф);
  • участок расположен поблизости от карьеров и разработок полезных ископаемых;
  • монтаж осуществляется на пучинистых глиняных грунтах с неравномерным вспучиванием почвы на некоторых участках;
  • при повышенных нагрузках на основание полотна (парковки для грузовых машин, подъездные пути к зданию);
  • при отделке существующих бетонных перекрытий;
  • в местах, в которых невозможен демонтаж материала (отмостки рядом с домами, площадки у гаражей, хозпостроек).

Перед монтажными работами необходимо обследование качества материала, оценка пределов прочности покрытия, степени деформирования.

По техническим характеристикам поверхности из бетона имеют следующие преимущества:

  1. Фундамент отличается высокой прочностью, долговечностью, стойкостью к перегрузкам, механическим деформациям, износостойкостью.
  2. Монтаж плит на выровненную поверхность простой, не требует применения крупногабаритной строительной техники (катка для асфальта, прессовочного аппарата).
  3. Технология кладки обеспечивает отсутствие усадок покрытия, за счет большой массы бетонная стяжка распределяется по дорожному полотну равномерно и сохраняет заданные размеры.
  4. Стоимость работ и материалов при монтаже на бетон ниже других способов обустройства дорожного полотна и сопоставима с заливкой асфальта.
  5. Работы могут быть выполнены самостоятельно без привлечения дополнительных специалистов и в небольшие сроки.
  6. Преимуществом является широкий ассортимент плит для монтажа, наличие разных цветов, фактур, габаритов и форм изделий.
  7. Плиты являются устойчивой опорой с нескользящими поверхностями в периоды дождей и снега.
  8. При укладке бетонного слоя применяются армирующие металлические и металлопластиковые конструкции, увеличивающие срок годности дорожного полотна и прочность основы под декоративные блоки. Основание не изменяет конфигурацию в отличие от песчаной подушки.
  9. Покрытие ремонтопригодно, легко демонтируется и корректируется. При необходимости можно внести дополнения в дизайн придомового участка. Работы по демонтажу и корректировке проекта не требуют больших затрат.
  • при несоблюдении способа изготовления бетонной стяжки покрытие может деформироваться после осенне-зимнего сезона;
  • при повреждении нескольких плит, зафиксированных на поверхности с помощью клея, требуется демонтировать покрытие, при этом повышается риск повреждения блоков;
  • укладка плит на бетон требует соблюдения множества технологических требований в отличие от монтажа блоков на песчаную подушку либо щебень;
  • сплошная кладка бордюров вместе с бетонным основанием позволяет создать сплошное покрытие, затрудняющее отток воды, для предотвращения застаивания жидкости требуется создание дренажной системы по периметру тротуара;
  • при усилении основания, использовании декоративных плит и бордюров потребуются дополнительные финансовые вложения и трудовые затраты.

Для соблюдения технологии изготовления плиточного покрытия потребуются специальные инструменты и стройматериалы:

  • бетономешалка;
  • просеянный песок средней фракции;
  • цемент (класс М500);
  • мелкий гравий либо щебень;
  • строительные уровни (в длину до 50 и 100 см);
  • устройство для трамбовки автоматизированное либо ручное;
  • шнур для разметки;
  • колья из дерева;
  • мастерки;
  • киянка из резины;
  • шланг со специальной насадкой либо лейка для полива;
  • резиновые краски;
  • веник;
  • грабли.

При расчете объема материалов необходимо учитывать ширину, длину и толщину тротуарной плитки на бетонное основание. Потребуется выполнить разметку территории, определить периметр дорожек либо участка под зону отдыха. Выполняется расчет общей площади под мощение, получившаяся сумма умножается на показатель толщины основания. К итоговой цифре необходимо прибавить не менее 8-10% для качественного выполнения работ.

Объем бордюрных камней рассчитывается с учетом длины периметров площадки. При определении массы сырья для создания бетонного основания учитывается класс прочности бетона. Для состава класса В20 потребуется 300 кг цемента, щебня — до 1150 кг, речного просеянного песка — около 650-770 кг, воды — не менее 160 л.

Способ соединения элементов дорожки либо площадки зависит от качества и габаритов плит. Элементы крепятся с помощью специального клея либо песчано-цементной смеси. Вибропрессованные и гиперпрессованные блоки можно укладывать с помощью сухих составов. Для изделий вибролитых оптимален строительный клей, создающий долговечное соединение плит с основой из бетона при небольшом количестве используемого материала.

Монтировать тротуарные плиты можно на сформированную поверхность, однако специалисты рекомендуют выполнить формирование свежего слоя.

На материале не должно быть следов разрушительного воздействия щелочных химических веществ и кислотного травления.

На старой либо новой поверхности должен быть уклон не меньше 1-2 см на 1 м в длину. При несоблюдении техтребований при застаивании воды могут деформироваться стыки основания. В зимнее время влага может замерзать и оттаивать, способствуя разрушению внешнего слоя и основания тротуара либо площадки.

Для долговечной эксплуатации дорожного покрытия необходима тщательная подготовка основания с учетом ландшафта местности, климатических условий региона. Обязательны ливневые стоки для отвода воды после дождей.

Предусмотрено несколько способов, которыми можно плитку уложить, положить:

  • на цементно-песчаный состав;
  • на клеевую основу;
  • на сухие строительные смеси.

На раствор класть плиты рекомендуют при оформлении просторных площадей. Песчано-цементный состав легко готовить и применять в мощении из-за большого срока годности. Однако необходимо соблюдать строительные нормативы при укладке:

  • толщина слоя должна составлять не меньше 2-3 см для поддержания износостойкости, долговечности и безопасности эксплуатации основания, отсутствия смещений при разравнивании;
  • для быстрой укладки раствор разравнивают специальным шпателем;
  • для долговременного использования рекомендованы узоры укладки «шахматка», «по диагонали», «плетенка».

С помощью правила и строительного уровня регулируются уклоны и плоскостность расположения декоративных элементов. После создания основной поверхности в оставшиеся участки выкладываются обрезные элементы. Места стыковок блоков заполняют гарцовкой либо мелким песком, поливают водой. Запрещено перемещаться по площадке в течение 1 дня.

При укладке блоков на клей необходимо учитывать небольшой срок годности покрытия. Откорректировать сформированную поверхность сложнее при повреждениях отдельных элементов. Клей необходимо разводить для кладки небольшими порциями с учетом скорости выполнения работ мастером. Нанесение состава выполняется на небольшую часть покрытия (0,5-0,7 м²) толщиной слоя около 0,5 см. В обработке стыков элементов применяется клеевая основа либо гарцовка.

При укладке блоков на строительную смесь необходимо соблюдать технические требования производителей:

  • состав замешивается из очищенного песка и цемента марки портланд;
  • смесью необходимо покрыть площадку слоем толщиной до 5 см;
  • покрытие уплотняется с помощью виброплиты;
  • плиты выкладываются вручную, корректируются постукиваниями киянки из резины;
  • после укладки целых блоков выполняется монтаж участков со сложной конфигурацией;
  • покрытие утрамбовывается виброплитой;
  • места стыковок элементов заполняют гарцовкой, свойства и оттенок материала должны подходить для мощения тротуара.

Этап подготовки грунтовой поверхности своими руками важен для долговременной эксплуатации тротуара, подъездных путей к зданию.

Надел земли размечают с помощью колышков и шнура, затем вынимается почва слоем до 25 см. Необходимо освободить площадку в пространстве за шнурами на 2-3 см (для установки бордюров).

Котлован требуется очистить от сорняков, гальки. При наличии рыхлого грунта на участке необходимо снять плодородный слой земли, т.к. данная почва не подлежит уплотнению.

Днище участка выравнивают с помощью граблей. Затем необходимо смочить поверхность водой из лейки либо шланга с насадкой, для предотвращения проседания почвы. На выровненном земляном основании начинают работы по созданию бетонной стяжки.

В некоторых случаях специалисты рекомендуют выполнить гидроизоляцию участка под тротуар (выкладывают несколько слоев рубероида). Размещенный слой геотекстиля удерживает рост сорняков, позволяет покрытию длительное время сохранять целостность.

Для основания под плитку рекомендуется использовать бетон класса В15. При мощении участка с высоким уровнем грунтовых источников можно применять марку бетона большей прочности (В22,5), увеличив срок годности покрытия в 1,5-2 раза.

В изготовлении бетонного состава применяется песок для строительных работ 1 либо 2 классов. Потребуется заполнитель из каменных пород (щебень гравийный, гранитные материалы). Не рекомендовано использование известковых составов, которые уменьшают морозостойкость, повышают водопроницаемость покрытия.

Для приготовления бетонного покрытия класса В20 требуется следующее процентное соотношение компонентов:

  • цемент (около 300 кг);
  • просеянный песок (600-750 кг);
  • мелкий гравий либо щебень (около 1100 кг);
  • вода (до 180 л);
  • пластификатор, увеличивающий эластичность состава.

Компоненты перемешивают в емкости 2-3 минуты до получения однородного состава.

Технология укладки тротуарной плитки состоит из последовательно выполняемых этапов:

Для повышения долговечности и надежности основания рекомендуется применять георешетку. Конструкции в форме сот выполнены из синтетического сырья, устойчивого к повреждению плесенью, гнилью, воздействиям агрессивных щелочных средств. После растягивания решетка выполняет роль каркаса, выдерживающего напряжения горизонтали либо вертикали. Конструкция позволяет армировать разные составы в ячейках.

Георешетка выкладывается на основание траншеи и покрывается слоем гравия до 15 см. Подушка утрамбовывается, сверху размещается армирующая сетка. По уровню выполненной разметки выставляют опалубку.

Смешиваются компоненты для бетонного состава, который выкладывается в опалубку. После заливки смеси для предотвращения образования водных пузырей применяют для перемешивания состава погружной вибратор.

Бетонный слой закрывают полиэтиленом для предотвращения высыхания материала. Поверхность дорожного покрытия требуется смачивать водой в течение 3-7 суток.

При формировании покрытия с большой площадью требуется проложить температурные швы через 2-3 м. Для этого перпендикулярно опалубке располагают доски. После высыхания состава их убирают, проемы заполняют эластичным материалом. При изменениях температурных режимов швы позволят предотвратить трещины на бетонном основании.

Для вывода влаги с поверхности бетона при заливке устанавливаются части асбоцементных либо полипропиленовых труб. Перед укладкой отверстия для дренажа заполняют мелким гравием. После застывания бетонного основания опалубка разбирается.

В углубления от опалубки устанавливаются бордюры. Монтаж элементов позволяет предотвратить скол краев, повышает износостойкость дорожного полотна. В изготовлении конструкции используются элементы из каменных пород, полимерпесчаная плитка, вибропресованные изделия.

До 50% от габаритов бордюра скрывается под слоем земли. Грунт необходимо тщательно утрамбовать для повышения прочности основания, устойчивости конструктивного решения.

Для сцепления бордюров с поверхностью применяется бетон с жесткой структурой. Материал выкладывается в ров, сверху устанавливаются бодюрные элементы. Для уплотнения в основании блоки простукивают киянкой из резины.

Проемы между элементами заполняют жидкой бетонной смесью. По техтребованиям в высоту бордюры должны быть ниже брусчатки на 20-30 мм для беспрепятственного оттока воды. Выдержать застывание раствора необходимо 1 день. Затем проем между бордюром и стенами траншеи заполняют песком.

Затем можно приступать к монтажу плит на бетонную отмостку, как уложить правильно подскажет знание размеров блоков в соответствии с назначением площадки. На пешеходный тротуар выкладываются плиты толщиной 4-5 см, на площадки автопарковок, подъездные пути к дому устанавливают брусчатку не менее 6 см толщиной.

После приготовления цементного раствора до сметанообразной консистенции кладут блоки. Раствор выкладывается мастерком на поверхность, блоки монтируются по выбранной схеме и утрамбовываются киянкой. Необходимо выверять горизонталь кладки с помощью строительного уровня.

При применении сухих смесей на поверхность высыпается материал слоем не менее 3-5 см, разравнивается с помощью правила. На подушку устанавливаются тротуарные плиты. В сухом состоянии смесь не сможет удерживать элементы, поэтому требуется после завершения монтажа пролить водой покрытие. После высыхания состав прочно скрепляет блоки.

Тротуарные плиты можно выкладывать разными схемами, создавать оригинальные композиции на придомовых пространствах, у общественных зданий. В перечне распространенных схем монтажа блоков:

Швы между плитами заполняют сухой смесью и поливают. Работы выполняются до завершения усадки состава. После 2-3 дней материалы должны застыть. Необходимо убрать мусор, смести веником пыль. Тротуар поливают из шланга водой под сильным напором.

После завершения работ по мощению необходимо обеспечить защиту и уход за пешеходной дорожкой. При реставрации могут применяться краски и прозрачные лаки, однако рекомендуется поврежденные элементы заменять на новые. При очистке тротуара в осеннее и зимнее время не используются острые инструменты, которые могут деформировать основание.

Кладка блоков на старое бетонное покрытие допускается с соблюдением техтребований. Поверхность должна быть ровной, без сколов.

Процесс монтажа выполняется поэтапно:

  • осмотр поверхности;
  • очистка покрытия от пыли, отколотых частиц, песка;
  • снятие разводов от машинного масла с помощью растворителя;
  • проемы заполняются раствором цемента;
  • неровности счищаются, поверхность выравнивают и проверяют наличие требуемого уклона;
  • выполняется укладка плит по технологии, аналогичной монтажу блоков на новое основание из бетона;
  • уложенная на старый бетон плитка обрабатывается защитными составами.

При больших деформациях прежнее основание необходимо демонтировать.

Монтаж блоков на асфальт может быть оптимальным решением при невысоких нагрузках на дорожное покрытие. При использовании площадки в качестве тротуара, зоны отдыха асфальт можно декорировать брусчаткой.

Работы выполняются поэтапно:

  • формируется слой из просеянного песка (5-10 см) для разравнивания основания;
  • поверхность обрабатывается с помощью граблей, поливается водой для создания усадки;
  • сверху выкладывается песчано-цементный состав либо сухая строительная смесь толщиной от 5 см;
  • поверхность опрыскивается водой;
  • по краям тротуара устанавливают бордюры либо опалубку;
  • плиты монтируются по схеме;
  • швы заполняются жидким бетонным составом либо песком.

Для создания стоков воды в поверхности асфальта перед монтажными работами высверливается несколько проемов. При большом износе асфальта специалисты не рекомендуют выполнять укладку брусчатки для предотвращения быстрой деформации основания.

При расчете габаритов тротуара важно учитывать размеры плит для предотвращения большого объема работ по обрезке элементов и сокращения отходов. Схема монтажа блоков «шахматкой» наиболее экономична, при укладке по диагонали объем отходов увеличится.

Для разрезания плит применяется болгарка с диском для работы с каменными породами. Для уменьшения пыли блок необходимо надрезать, затем отколоть. На блоках выполняют отметки для точной резьбы.

Для создания долговечного покрытия необходимо сделать стоки для воды и обеспечить уклон поверхности. Перепад должен составлять 5 мм на 1 м.

Работы по подготовке раствора выполняют на рабочем месте, состав смешивают небольшими порциями. Температурный режим рекомендован до 0°С. При минусовой температуре раствор бетона застывает, монтажные работы не проводятся.

Изделия, выполненные методом вибролитья, специалисты рекомендуют выкладывать на клеящую основу, цементный состав может повредить блоки, материалы не соответствуют по фактурам и цветовой гамме. Клей на вибролитые плиты наносится тонким слоем, обеспечивая надежное сцепление с поверхностью дороги.

Для укладки на бетонную поверхность должны использоваться плиты с морозостойкостью 200 циклов, прочностью на сжатие около 3 МПа, показателем истираемости при эксплуатации 0,7 г/см², параметрами водопоглощения около 5%.

Материалы должны быть с ровной геометрией в соответствии с линейкой размеров, отсутствием пористости на поверхностях, без внешних и внутренних трещин, с ровным тонированием.

При монтаже соблюдаются меры безопасности, единые для строительной деятельности:

  • работы с цементными растворами выполняют в респираторе;
  • нарезание элементов производится в защитных очках;
  • необходимо защитить руки плотными резиновыми либо тканевыми перчатками;
  • строительное оборудование после завершения работ тщательно очищается от материалов.

Работа с плитами осуществляется на ровной поверхности, для предотвращения травм запрещено раскалывать элементы на весу.

источник